КИРИЛЛ, Белый - Страница 2

В заглавии данной редакции упомянуто венчание на царство Алексея Михайловича (1645 г.); повествование заканчивается чудом 1627 г., в котором описано моление царя Михаила Фёдоровича у мощей Кирилла о даровании наследника. Составитель текста пользовался ранним вариантом Основной редакции Жития и записью чуда 1627 г., которые он дополнил несколькими фрагментами из Русского Хронографа 1617 г. и сведениями из грамот 1542, 1584 и 1627 гг. о царских пожалованиях Новоезерскому монастырю. Проложная редакция, вероятнее всего, как полагают исследователи, была составлена при подготовке к изданию в 1659 г. третьей редакции Пролога, т.к. все известные исследователям списки (около 30) датируются более поздним временем. В данной редакции отсутствуют предисловие и повествование о прижизненных и посмертных чудесах Кирилла, есть незначительные содержательные особенности (говорится о рождении святого от богатых родителей). В печатном тексте закрепилось неверное указание года преставления святого: вместо 1532 г. стал читаться 1537 г. Источником этого извода послужил вариант Основной редакции со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иване IV Васильевиче Грозном. Другая сокращённая редакция Жития Кирилла (Тихановская) помещена в сборнике Российской национальной библиотеки. Повествование в этом списке доведено до времени основания монастыря, нет рассказа о преставлении святого. Скорее всего, как полагают исследователи, создателем данного краткого Жития Кирилла был составитель сборника, использовавший ранний вариант Основной редакции. В большом количестве списков (не меньше 20) распространился текст «Пророчество», где описано преставление Кирилла и его предсказание о грядущих бедствиях. В некоторых списках текст является повторением соответствующей главы Жития, в других он сокращён. Во второй половине XVII в. русские книжники включали сведения о Кирилле в свои произведения: составитель одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божьей Матери посвятил отдельную главу рассказу о молитве Кирилла на паперти Тихвинской церкви; упоминание пророчества святого содержится в «Слове благочестивому воинству» митрополита Игнатия (Римского-Корсакова); создатель Латухинской редакции «Книги степенной царского родословия» включил в своё сочинение Проложную редакцию Жития Кирилла. Житие послужило образцом при создании Житий преподобных Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. До середины XVIII в. велась запись чудес святого. Впоследствии Житие продолжало интенсивно переписываться, но уже не редактировалось, новые чудеса не записывались (в 2000 гг. в альманахе «Крылья голубиные» была опубликована запись рассказа о чуде, связанном с молитвой к Кириллу в 1933 г.). В конце XX в. в журнале «Литературная учёба» увидела свет новая литературная редакция Жития Кирилла, созданная Виктором Васильевичем Афанасьевым (позднее переиздавалась под монашеским именем автора – Лазарь). Новое Житие Кирилла написано на русском языке, значительно сокращено количество цитат из Священного Писания, введены многочисленные географические, хронологические и фактические подробности, отсутствовавшие в исходном тексте. Святой происходил из рода патриарших детей боярских Белых.

 



 
PR-CY.ru