КИРИЛЛ, Белый

КИРИЛЛ, Белый (середина XV в. – 1532 г.) – преподобный (память 4 февраля, 7 ноября, в третью Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 января – в Соборе Костромских святых), основатель Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря на Красном острове (ныне Огненный) Нового озера (близ Белозерска Вологодской области). Житие Кирилла было написано, вероятнее всего, как полагают исследователи, игуменом Новоезерского монастыря Пименом между ноябрём 1581 г. (дата последнего записанного чуда) и июлем 1582 г. (в грамоте от 5 августа 1582 г. в качестве настоятеля обители назван строитель Герасим). Созданная Пименом редакция (другие произведения этого автора исследователям неизвестны) получила название Первоначальной и сохранилась в одном списке – Российской национальной библиотеки. Литературными источниками Жития послужили шесть русских Житий: преподобных Александра Свирского, Зосимы и Савватия Соловецких, Кирилла Белозерского, Макария Калязинского и Саввы Вишерского, а также Исидора Твердислова. Житие Александра Свирского стало композиционной моделью для Жития Кирилла. Первоначальная редакция Жития Кирилла содержит много фактической информации. В данной редакции зафиксированы основные сведения о святом, описание его десяти прижизненных чудес, преставления и 19 посмертных чудес; текст не имеет вступления и похвалы святому. Данная разновидность Жития Кирилла не получила широкого распространения в отличие от последующей, Основной, редакции, известной более чем в сотни списках. Основная редакция была создана в 1623–1625 гг. Житие Кирилла подверглось стилистической правке, были добавлены двадцатое чудо и предисловие (на основе предисловия к Житию Евфимия Великого). Основная редакция стала источником всех последующих переработок Жития Кирилла, вошла в крупные минейные своды (Тулуповский, Милютинский, Сийский, братьев Денисовых), к ней дописывались чудеса святого. До конца XVIII в. этот текст, по крайней мере, три раза редактировался, приспосабливался к новым языковым и стилистическим нормам, отражал изменения в почитании святого. Исследователи выделяют четыре варианта Основной редакции, созданные в Новоезерском монастыре: ранний (1623–1625 гг.), поздний (вторая половина 1640 гг.), текст со Словом на обретение мощей и чудом о царе Иване IV Васильевиче Грозном (1652–1659 гг.), текст Лицевого сборника (Российская государственная  библиотека, начало XVIII в.). Слово на обретение мощей в посвящённом Кириллу агиографическом цикле выполняет роль Похвального слова; это предназначение памятника было усилено при его редактировании (в начале XVIII в. была создана вторая редакция Слова). С распространением почитания святого исследователи связывают появление редакций Жития Кирилла за пределами Новоезерского монастыря. В конце 1650 – начале 1660 гг. была создана Историческая редакция, известная в одном списке – Государственного исторического музея. Она представляет собой сокращённое жизнеописание святого в контексте истории царствований.

 



 
PR-CY.ru