КИРИЛЛ, Белый - Страница 8

Согласно Житию, детей по плоти у святого не было. Упоминание о детях появилось в результате обращения автора к службе Ионе Пресвитеру. В службе Кириллу следовало говорить о постриге родителей святого, но автор об этом умолчал. Данная служба Кириллу вошла в печатную Служебную Минею (1646 г.), используется в настоящее время. В середине XVII в. появилась новая редакция службы на день преставления Кирилла – бденная, самый ранний её список: Российская национальная библиотека, конец 1640 гг. Для малой вечерни были написаны три самогласных стихиры на «Господи воззвах» со славником и тремя стихиры на стиховне со славником. Текст на великой вечерне также подвергся значительному редактированию: была написана третья стихира на «Господи воззвах» второго гласа «Отче богоблаженне Кирилле, ты измлада вся возненавидел еси…», она заменила стихиру первого гласа «Преподобне отче Кирилле, любве ради учителя твоего…». Кроме того, добавлена, как и подобает бденной службе, стихира после псалма 50 «Отче наш преблаженне Кирилле, в Красном острове вселился еси...». Обоим канонам предпосланы тексты якобы имеющихся в них краегранесий, хотя в действительности акростихи не читаются (перед первым каноном – «Песнь воспою и похвалу принесу преподобному Кирилу чюдотворцу», перед вторым – «Песнь принесу милосердому Кирилу»). В седьмой песне второго канона не хватало тропаря, он был добавлен. Источники добавлений исследователям обнаружить не удалось. Редакторская правка осуществлена по всему тексту, что сделало службу более точной и понятной. Новая служба сразу же стала копироваться: два стихираря 1640 гг. содержат распетые элементы бденной службы Кириллу (Российская национальная библиотека). В XVII в. чаще переписывали полиелейную редакцию службы (сохранилось 13 списков, из них 12 относятся к XVII в.). Бденная редакция получила широкое распространение в XVIII в. При этом копировался новый вариант бденной редакции, впервые представленный в Лицевом сборнике (Российская государственная библиотека), – служба в полиелейной редакции с добавлением песнопений на малой вечерне, но без учёта редакторской правки по тексту. Исследователи полагают, что до XVIII в. бденную службу использовали для местного почитания святого. Служба на день обретения мощей Кирилла, созданная в начале XVIII в., распространялась в списках (сохранилось семь рукописей), опубликована в начале 1980 гг. Наиболее ранний список службы содержится в Лицевом сборнике (Российская государственная библиотека). Службу, судя по заголовку, использовали три раза в году для местного почитания святого: 7 ноября – в день обретения мощей, 22 августа – в день перенесения мощей в новый каменный храм и 4 или 5 марта – в день, когда преподобный поселился на Красном острове. Служба на обретение мощей – полиелейная, имеет ряд текстуальных совпадений с редакцией службы на перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа), представленной в рукописи Российской национальной библиотеки, начало XVIII в. («Соловецкий патерик»), несмотря на то, что последняя служба бденная.

 



 
PR-CY.ru