КИРИЛЛ, Белый - Страница 7

Пение тропаря и кондака Кириллу у его раки упомянуто в чуде 1627 г. Эти песнопения исследователи считают отредактированными тропарём и кондаком из первоначальной службы Кириллу Белозерскому, созданной игуменами Христофором и Иннокентием. Впоследствии тропарь и кондак Кириллу были включены в службу на день памяти святого, самостоятельные списки тропаря и кондака известны только в поздней традиции. Все ранние рукописи Основной редакции Жития Кирилла сопровождаются полным текстом службы на день его преставления – 4 февраля; по мнению исследователей, это связано с тем, что Житие и служба создавались одновременно. Житие было составлено не раньше февраля 1621 г. и не позднее 1628 г., вероятнее всего, как полагают исследователи, в 1624–1625 гг. Впервые рукопись со службой Кириллу упоминается в описи Новоезерского монастыря 1628 г. (Государственный исторический музей). Во всех ранних списках представлена полиелейная редакция службы. Она состоит из шести стихир на «Господи воззвах», четырёх стихир на литии, трёх стихир на стиховне и трёх седальнов. Канонов в службе два, оба второго гласа, без акростиха, с седальном после третьей песни и кондаком с икосом после третьей. Завершалась служба седальном по канону и тремя стихирами на хвалитех. Исследователи установили 12 служб святым, использованных составителем полиелейной редакции: службы Ионе Пресвитеру (22 сентября), Герасиму Иорданскому (5 марта), Венедикту Нурсийскому (14 марта), Илариону Новому (28 марта), Зосиме Соловецкому (17 апреля), Феодору Трихине (20 апреля), Пафнутию Боровскому (1 мая), Ефрему Перекомскому (16 мая), Кириллу Белозерскому (9 июня), Фоме Малеину (7 июля), Акакию, иже в Лествице (7 июля), Моисею Мурину (28 августа). Из них составитель службы Кириллу заимствовал либо небольшие части: две – три стихиры или тропари канона (из служб Пафнутию Боровскому, Герасиму Иорданскому, Илариону Новому, Моисею Мурину, Фоме Малеину и Акакию, иже в Лествице), либо более значительные части, например, каноны из служб Венедикту Нурсийскому, преподобному Ионе Пресвитеру и Ефрему Перекомскому, икос из службы Зосиме Соловецкому, все славники из службы Кириллу Белозерскому. В силу несамостоятельности службы Кириллу её содержание почти не зависит от Жития и отражает типические черты биографии преподобных отцов. Редакторскую правку в службе Кириллу исследователи считают минимальной, поэтому в ней исследователи обнаруживают элементы, не находящие отражения в Житии Кирилла и даже ему противоречащие. Например, в службе говорится о чудесном изведении источника по молитве Кирилла, о его способности воскрешать мёртвых. Упоминание этих чудес в Житии Кирилла отсутствует, их источником послужила служба Венедикту Нурсийскому. Кроме того, в службе Кириллу Белому вслед за службой Кириллу Белозерскому главным монастырским храмом названа церковь, посвящённая Божьей Матери, тогда как в Новоезерском монастыре соборным храмом всегда являлась церковь Воскресения. И наконец, в службе Кириллу говорится о том, что дети святого вслед за ним пришли в монастырь.

 



 
PR-CY.ru