КИРИЛЛ, Белый - Страница 4

Боярин И.В. Пеньков, исцелённый святым, дал ружную грамоту, по которой монастырь ежегодно получал 40 четвертей хлеба, 20 пудов соли, два пуда масла и 20 сыров. На смертном одре в окружении учеников Кирилл оставил пророчество о грядущих бедствиях, уготованных «земле нашей». После преставления святого почиталась принадлежавшая ему Следованная Псалтирь (Череповецкое музейное объединение). Личные вещи преподобного впервые отмечены в монастырской описи 1632 г.: находившийся в храме Воскресения «у правого крилоса посох чюдотворцев», хранившиеся в ризнице «ризы самого чюдотворца Кирила Белого, ветхи и драны», «книга чюдотворца Кирила самого Псалтырь следованием, в полдесть, ветха» (Архив Санкт-Петербургского института истории РАН). Согласно Первоначальной редакции Жития, сразу же после преставления святого начали совершаться чудотворения. Самое известное – чудо о царе Иване IV Васильевиче Грозном. Кирилл явился царю во сне и велел не ходить в некую палату; царь потребовал, чтобы святой назвал своё имя, и тот назвался Кириллом Белым. На следующий день палата рухнула «и многих людей поби до смерти». Тогда царь велел пригласить к себе из Новоезерского монастыря игумена и старца, которые привезли икону Кирилла. Иван IV Васильевич Грозный узнал святого и дал обители «впридачу к отчу даянию» земли вокруг монастыря на три версты и 1 тыс. руб. «на строение». Исследователи затрудняются сказать, каким реальным событиям соответствует этот рассказ: в описях монастырской казны не упоминаются грамоты Василия III Ивановича («и что отец его, великий князь Василей Иоанновичь дал ему, Кириллу Белому, еще живу сущу, две деревни, Кобылино да Шиднем, на прекормление ему и братии»). Царские земельные пожалования предоставлялись монастырю в 1542, 1551, 1581/1582 и 1583 гг., «основной массив вотчинных владений монастыря сложился при Иване Грозном». Земельные пожалования, названные в чуде (деревни Кобылино и Шиднем), сопоставимы с теми, которые обозначены в грамоте 1542 г. (по этой грамоте монастырь получил починки Кобылин и Олексин Бор (Алексин Бор), пустынь Ортюшино (Артюшино)). Во всяком случае, автор второй редакции чуда в начале XVIII в. соотнёс их с этой грамотой и на этом основании датировал чудо. Составитель чуда об Иване IV Васильевиче Грозном стремился «удревнить» монастырскую земельную собственность, указывая, что она получена при Василии III. По мнению исследователей, именно в середине XVII в., когда вновь обострился вопрос о церковном землевладении (согласно Уложению 1649 г., монастырям было запрещено расширять свои владения как покупкой земли, так и получением её в дар), монастырю необходимо было подтвердить свои имущественные права. Последнее, девятнадцатое, чудо повествует об исцелении жителя Ростова, что свидетельствует о распространении почитания Кирилла по всей Ростовской епархии (в Житии сообщается об обычае отмечать день памяти Кирилла).

 



 
PR-CY.ru