КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 10

Святые представлены в богато орнаментированных и украшенных «каменьями» княжеских шубах и далматиках. В центре – прямоличный ростовой образ Константина, княжичи обращены к нему вполоборота, причём только Константин в княжеской шапке, головы сыновей не покрыты. Поэтому, хотя они лишь немного ниже его ростом, зрительно Константин возвышается над ними. У св. князей на этой иконе наряду с традиционными для них крестом и мечом появились новые атрибуты: Константин показан с крестом в правой руке и державой в левой – как православный правитель, Феодор – со скипетром в правой руке – как соправитель Муромской земли, Михаил – с мечом в правой руке и пальмовой ветвью в левой – как миротворец, который нёс благую весть язычникам, и как мученик, погибший при основании христианской державы в Муроме. Сходным образом Константин с чадами изображён в центре житийного образа 1714 г., созданного, как указано в подписи автора, «лета 7223г[о] году от Рож[д]ества же Ии[су]с Хр[и]ста 1714 году писал сий образ муромских чудотворцев муромец изуграф Александр Иванов с[ы]н Казанцев с сыном своим Петром» (199,5х250,5 м, Муромский историко-художественный музей). В среднике иконы, заключённом в раму, под сегментом с образом Святой Троицы помещены фигуры св. князей, Константин представлен фронтально, он немного выше сыновей. Фигуры княжичей едва повернуты к отцу. Константин написан седовласым старцем с длинной бородой, а его сыновья – юными, они похожи, как близнецы. Святые изображены в княжеских шапках и шубах, украшенных крупным орнаментом, у каждого в левой руке меч. Михаил держит в правой руке пальмовую ветвь, Константин – державу, а Феодор – крест. В надписях чудотворцы наименованы как «первоначалные просветители града Мурома с[вя]тым крещением... в лета 6700м (1192) году». Близкий вариант изображения Константина с сыновьями, также заключённый в рамку, есть в центре аналойной иконы с Муромским образом Божьей Матери и избранными чудотворцами, в том числе Муромскими (средник – первая четверть XVIII в., рама – вторая половина XVIII в., Исторический музей). Сюжеты клейм и особенности иконографии указывают на местное происхождение иконы, автор которой, по мнению исследователей, был знаком с житийным образом 1714 г. К той же иконографической группе исследователи относят образ Константина с сыновьями на шитом покрове 1787 г. (Муромский историко-художественный музей), довольно точно повторяющий иконографию покрова 1661 г. Личное шито по голубому бархату шёлком телесного цвета с притенениями, доличное – пряденым золотом и серебром, блёстками, канителью со вставками из фольги. Внизу шитая надпись с датой. Изображения Константина с сыновьями аналогичного типа исследователи встречают и в поздних памятниках XVIII–XIX вв., в том числе в рукописях его Жития в качестве выходных миниатюр. Наиболее ранний раскрашенный рисунок содержится в рукописном сборнике XVIII в., где всего два муромских Жития; он иллюстрирует текст Жития Константина пространной редакции (Российская национальная библиотеки). Данный вариант иконографии исследователи считают редким для Константина: высокая фигура удлинённых пропорций изображена слева, княжичи показаны как отроки – их фигуры не достигают даже пояса отца,

 



 
PR-CY.ru