КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 19

По заказу Рязанской епархии в 1995 г. И.В. Суховым был также написан образ «Моление благоверных князей Муромских иконе Божией Матери Муромская». Современные иконы других иконописцев с изображением Собора местных святых, где также представлен Константин с сыновьями, есть в храмах Мурома (в Спасо-Преображенском монастыре, домовой церкви во имя праведной Иулиании при Муромском институте (филиале Владимирского государственного университета) и др.). В 2006 г. по частному заказу И.В. Суховым была создана мерная ростовая икона Константина. Святой представлен фронтально, с небольшим поворотом головы вправо, в виде старца с седыми волосами и бородой. Облачён в зеленовато-голубое препоясанное одеяние и красную из узорной ткани шубу, на голове – округлой формы княжеская шапка тёмно-синего цвета с меховой оторочкой, правая рука в жесте приятия благодати, в левой – развёрнутый свиток со словами: «Града Мурома люди…» Поясной вариант иконографии (Константин в городчатом венце, в правой руке меч, аналогичная надпись на свитке) был выполнен в Сергиевом Посаде (2003 г.). Образы Константина и его сыновей присутствуют и в современных росписях муромских церквей. В 2000–2001 гг. в приделе апостола Иоанна Богослова Благовещенского собора Благовещенского мужского монастыря была расписана алтарная преграда. Живопись исполнена владимирским художником Александром Геннадиевичем Филипповым в стиле русского религиозного искусства конца XIX – начала XX вв., восходящего к образам Михаила Васильевича Нестерова и Виктора Михайловича Васнецова. Местное церковное предание, хранителем которого в Муроме был Александр Александрович Епанчин, получило своеобразное воплощение в художественной программе росписи, где представлены все основные Муромские святые. «Семейный» характер почитания Муромских чудотворцев особенно выразился в изображении Константина и его домочадцев. Они написаны слева (перед диаконской дверью) обращёнными в сторону царских врат, на них богатые и яркие княжеские одежды. Константин держит знамя с образом Господа Вседержителя; рядом с ним благоверная княгиня Ирина с внуком – младенцем Феодором Феодоровичем (местночтимым святым) на руках, при этом благоверные супруги изображены молодыми и красивыми. Впереди стоят княжичи в виде отроков с миловидными ликами: Михаил – с закрытыми глазами, в руках – стрела, как в момент гибели;  Феодор – в профиль с зажжённой свечой в руке. За Константином показан местночтимый Василий Муромский (по местной традиции считается, что это и есть тот епископ, который, согласно Житию, пришёл с Константином из Киева и крестил муромцев). Образы Константина, Михаила и Феодора включены и в стенопись притвора собора Троицкого монастыря (2008 г., художник Альберт Топорищев). Они помещены над аркой перед входом в придельный храм благоверного князя Петра и княгини Февронии. С левой стороны в молитвенных позах стоят: первый от центра – Феодор с пальмовой ветвью в руке, за ним – Константин с державой, чуть ниже – Михаил с крестом (напротив справа – святые князь Пётр, княгиня Феврония и праведная Иулиания Лазаревская). Все чудотворцы обращены к центральному изображению Мурома и Муромской иконы Божьей Матери.



 
PR-CY.ru