КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 2

Житие муромских князей известно исследователям по трём редакциям – Средней, Сокращённой и Пространной. Оно отразилось также в Похвальном слове Константину, Михаилу и Феодору, которое Р.П. Дмитриева называла отдельной редакцией Жития. Три указанные редакции имеют широкую датировку (вторая половина XVI – XVII вв.). Исследователи предполагают, что древнейшей из них является Средняя редакция, составленная во второй половине XVI в. Её автор не имел достоверных биографических сведений о св. муромских князьях, агиограф знал только предание о них, сохранявшееся в Благовещенской церкви. Этих сведений было недостаточно, поэтому автор Средней редакции привлёк для создания Жития источники, подходившие тематически. Исследователи установили, что ими были «летописный рассказ о Крещении Руси, Память и похвала князю Владимиру, проложные Жития Владимира и Ольги, проложное Житие Леонтия Ростовского, Сказание о Борисе и Глебе» (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Вопрос об авторстве Жития муромских князей остаётся открытым. Согласно Житию, Константин попросил отца, Черниговского князя Святослава, дать ему в удел Муром, население которого ещё не было просвещено христианской верой. Вначале к язычникам от имени Константина отправился юный князь Михаил, но они убили его. Тогда Константин осадил город и принудил муромлян признать его князем. Однако они по-прежнему отказывались принять христианство. Во время восстания горожан, собравшихся убить Константина, он вышел к ним с Муромской иконой Божьей Матери («Одигитрия»). Мятеж утих, и муромляне со временем согласились принять новую веру и были крещены в реке Оке. Деятельным помощником Константина выступал его сын Феодор, умерший впоследствии раньше отца. По распоряжению Константина на месте гибели Михаила построили церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в которой и был после похоронен Константин рядом с сыновьями. В церковной и научно-популярной историографии Константин, как правило, ошибочно отождествляется с Черниговским, Муромским и Тмутараканским князем Ярославом (Панкратием) Святославичем, младшим сыном благоверного великого князя Киевского и Черниговского Святослава (Николая) Ярославича и княгини Оды Штаденской. Поэтому события, связанные с крещением населения Мурома, также относятся к 1127–1129 гг., 1192 или 1223 гг. Однако, поскольку уже к 1096 г. существовал муромский в честь Преображения Господня мужской монастырь («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 1), крещение населения в Муроме, о котором говорится в Житии Муромских святых, имело место раньше, между 988 и 1096 гг. Единственным из русских князей, в данный период носившим имя Константин, был один из сыновей равноапостольного великого князя Киевского Владимира (Василия) Святославича. Речь идёт о соправителе на Руси в 1026–1036 гг. благоверного великого князя Киевского Ярослава (Георгия) Владимировича Черниговском и Тмутараканском князе Мстиславе (Константине) Владимировиче (ум. в 1036 г.), которого вместе с женой Анастасией («Настасьей») со второй половины XI в. поминали в синодике церкви Введения Пресвятой Богородицы Киево-Печерского монастыря, а затем и других обителей.

 



 
PR-CY.ru