КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 3

У этой четы исследователям известен всего один сын – князь Евстафий Мстиславич (ум. в 1033 г.), умерший (как и Михаил) при жизни своего отца. Поскольку Мстислав и, очевидно, его сын были похоронены в недостроенном каменном Спасском соборе в Чернигове («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 1), ктитором которого был старший из князей, то исследователи считают не случайным тот факт, что в находившемся в их владении городе Муроме до 1096 г. были возведены одноимённый собор и монастырь. Поскольку благоверные. князья были похоронены в Муроме, то очевидно, что они жили в домонгольское время, когда этот город был центром самостоятельного княжения. В наибольшей степени Муром и Киев были связаны при правителях столицы Руси из представителей черниговской династии Ольговичей, старших родственников потомков князя Ярослава (Панкратия) Святославича. Исследователи отмечают как необычный тот факт, что Константин, Михаил и Феодор были похоронены в Благовещенской церкви, а не в Спасо-Преображенском монастыре, в котором в домонгольское время находили упокоение правители Мурома («Полное собрание русских летописей», том 1, выпуск 1, том 30). Кроме того, в середине XIV в., до княжения благоверного. князя Георгия (Юрия) Ярославича муромских князей хоронили в Борисоглебском монастыре на реке Ушне («Полное собрание русских летописей», том 18). По мнению исследователей, в местном предании о Константине могли переплестись биографии нескольких представителей династии, достоверность известий о которых была сильно ослаблена их литературной обработкой при создании Жития. Обращает на себя внимание исследователей тот факт, что в краткой записке о благоверных. князьях и службе, посвящённой Константину, Михаилу и Феодору, нет никаких сведений о гибели Михаила от рук муромлян-язычников. Кроме того, в синодиках, по крайней мере, XVI в., Михаил не фигурирует как мученик. Константин, Михаил и Феодор были канонизированы на Московском соборе 1547 г. Московский митрополит Макарий в окружной грамоте в города Вологду и Белоозеро от 26 февраля 1547 г. постановил: «Пети и праздновати в Муроме маия в 21 день новым чудотворцем – благоверным князем Константину и чадом его Михаилу и Феодору Муромским» (Акты археологической экспедиции). Но Константин и его дети были включены в синодики не везде. Например, имён новых Муромских чудотворцев нет в Вологодском соборном синодике, сохранившемся в списке 1580 гг. (Российская национальная библиотека). В Новгороде, согласно пергаменному синодику Софийского собора, со второй половины XVI в. поминали Константина, Михаила и Феодора 21 мая, при этом только Константин указан как благоверный князь (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки). Не позднее 1550 гг. Константина без упоминания сыновей включили в статью «Рязанские» и поминали в царском синодике (Российский государственный архив древних актов), один из списков которого по приказу Ивана IV Васильевича переписали отправили для богослужения на Афон. В чиновнике новгородского Софийского собора XVII в. отмечалось, что «Муромских служба в 19 день» (мая), «в сий день вечерню и утреню и литоргию поют благоверному князю Константину и чадом его Михайлу и Феодору, Муромским чюдотворцом, по уставу».

 



 
PR-CY.ru