КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 5

В конце XVI в. появилось несколько списков Муромской иконы Божьей Матери, которую, по Житию, в Муром принёс Константин. Между тем древнейший список иконы Божьей Матери «Одигитрия» начала XV в. происходит, по мнению исследователей, не из Благовещенского, а из собора Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме и, возможно, является произведением «греческого мастера» (видимо, был написан «в Москве в начале XV в.»). Перед походом на Казань Иван IV Васильевич молился не только в Благовещенском, но и в других соборах Мурома. Поэтому царь решил также вложить в Рождественский собор икону «Одигитрия», упоминаемую в описи Мурома 1637 г., и дать денег на постройку каменного храма. В Муроме в связи с почитанием Константина, Михаила и Феодора местно также стала отмечаться память благоверной княгини Ирины, жены Константина, матери Михаила и Феодора. В 1564–1565 гг. на северо-восточном столпе (западная грань, третий ярус) в росписи Архангельского собора Московского Кремля появилось изображение Константина, которого Иван IV Васильевич рассматривал как одного из своих св. покровителей. Цикл ранних икон из Благовещенского собора Мурома, связанных с темой крещения его жителей Константином, не сохранился. В конце XVI – начале XVII вв. Благовещенский монастырь, где находились мощи князей Константина, Михаила и Феодора, пользовался материальной поддержкой царей Фёдора Ивановича и его шурина Бориса Годунова, хотя они в отличие от Ивана IV Васильевича Грозного на богомолье в Муром не приезжали. В Смутное время Благовещенский монастырь подвергся разграблению. В 1616 г. город захватили отряды Александра Юзефа Лисовского; были убиты или уведены в плен многие монахи, утрачены ранние вклады богомольцев, расхищено церковное имущество, сожжены кельи, однако мощи св. князей не пострадали. 10 апреля 1619 г. царь Михаил Фёдорович выдал жалованную грамоту благовещенскому игумену Сергию. «Дом Благовещенья Пречистыя Богородицы и Муромских чудотворцов благоверного князя Костянтина и чад его князя Михайла и князя Феодора» получил право взять в безоброчное владение озёра на Клинском лугу в Муромском уезде, чтобы на доходы с них отремонтировать все здания обители (грамота подтверждалась 30 июня 1623 г. и 20 июля 1647 г. – «Акты археологической экспедиции», том 3). Во второй пол. XVII – начале XVIII вв. почитание Константина, Михаила и Феодора стало более известным в связи с Русско-польской войной 1654–1667 гг., крещением Мордовской земли и широким распространением муромских рукописных сборников, в состав которых входило Житие Константина, Михаила и Феодора, а также благодаря созданию крупных иконографических памятников, посвящённых Муромским чудотворцам. Церковное почитание Константина, Михаила и Феодора продолжалось и в советское время, т.к. Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом Мурома. Мощи Константина, Михаила и Феодора были вскрыты в 1920 гг. и перемещены в Муромский краеведческий музей. В 1982 г. канонизация Константина, Михаила и Феодора была подтверждена включением их имён в Собор Владимирских святых, празднование которому установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена и Владимирского и Суздальского архиепископа Серапиона (Фадеева) в день празднования Владимирской иконы Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru