КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 6

Согласно Житию, самым первым образом Константина с сыновьями была икона, принесённая из Пскова Петром Псковитином, которая стояла над св. мощами чудотворцев. По версии Николая Ильича Серебрянского, икона была написана задолго до официальной канонизации святых и увезена в Псков до 1510 г., когда этот город был присоединён к Москве. Пётр Псковитянин знал, кто увёз икону, и отправился на свою родину за муромской святыней. В настоящее время в Благовещенском монастыре Мурома в качестве иконы псковского происхождения почитается образ святых, стоящий рядом с их ракой. Это произведение исследователи относят к концу XVII в., они не могут отождествлять её с древней святыней, принесённой Петром Псковитянином, или с даром царя Ивана IV Васильевича Грозного. Ранние памятники с образом Константина Исследователи относили к эпохе царя Ивана IV Васильевича Грозного. Согласно Житию, после обретения мощей Константина с чадами в 1553 г. царь возвёл над ними каменный храм вместо деревянного. Он также сделал в него вклады: «…И прислал государь царь в Муром в храм Благовещения Пресвятыя Богородицы: образ, книги, ризы и колокола, и на святыя мощи покровы, и всю оутварь церковную» («Житие Константина Муромского с чадами в рукописном сборнике первой половины XIX в. – Муромский историко-художественный музей). По мнению исследователей, был и храмовый образ придела, освящённого по велению государя во имя новоявленных Муромских чудотворцев Константина, Михаила и Феодора; исследователи полагают, что их изображения были на одном из дарованных царём покровов. Эти произведения, созданные, по мнению исследователей, не раньше середины XVI в., упомянуты и в документах первой трети XVII в., которые свидетельствуют о том, что в Благовещенском монастыре действительно хранились «царские дары», утраченные после польского разорения 1616 г. («Грамота царя Михаила Фёдоровича 1619 г. о даче рыбных озёр на устройство Благовещенского монастыря в Муроме после литовского разорения // Ежегодник Владимирского губернского статистического комитета. Владимир, 1878 г., том 2). В Архангельском соборе Московского Кремля (усыпальнице русских князей) в роспись 1564–1565 гг. был включён и образ Муромского князя. В стенописи 1652–1666 гг., исполненной по первоначальной программе, фигура Константина помещена в третьем ярусе на западной грани северо-восточного столба. Он показан почти прямолично (с небольшим поворотом фигуры вправо), правая рука перед грудью, левая, с раскрытой ладонью, приподнята. Константин изображён старцем с длинной, зауженной книзу бородой и кудрявыми волосами с сединой, у него красновато-коричневое одеяние, поверх которого накинута княжеская шуба-ферезея из узорной ткани голубоватого цвета. На голове – княжеская шапка округлой формы красноватого оттенка с меховой опушкой. Образ Константина вводился и в другие генеалогические художественные программы с изображениями русских государей, например, в роспись 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве. Отдельные образы Константина, Михаила и Феодора исследователи встречают редко.

 



 
PR-CY.ru