КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 8

В ранних иконописных подлинниках под 21 мая отмечено, что у Константина «брада аки князя Владимера, платье княжеско, чада его млады, ризы княжески» (последняя четверть XVII в. (Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом). Позднее описания стали более подробными: «Констянтин надсед, кудряв, брада аки Владимира князя, на главе шапка, шуба багрова, розмахи куньи, правая рука молебна, в другой меч в ножнах, а чада млады, в шапках же и в шубах княженецких, в руках кресты, а другия молебны» (Российская национальная библиотеки). Появилось сравнение Константина со священномучеником Власием Севастийским: «Константин, подобием надсед, власы кудряв, брада аки Власиева поуже, на концы раздвоилась, на главе шапка красная и ризы на нем княжския. Михаил и Феодор, оба млади, одеяние на них шубы княжския…» (Филимонов. «Иконописный подлинник»; см. также: Библиотека Академии Наук); (Институт русской литературы и искусства (Пушкинский Дом). ИРЛИ (ПД); Большаков. «Подлинник иконописный»). Исследователи встречают другой вариант описания облика Михаила без указания дня памяти: «Рус, аки Борис князь и в шубе княжеской, в руках крест» (1820 гг. – Российская национальная библиотека). Руководство для иконописцев 1910 г., составленное Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, отражает академическую традицию изображения св. князей. Константин «преклонных лет, волосы кудрявы, борода большая, но узковатая; одежда: княжеский кафтан, шаровары, запрятанные в сапоги, на плечах шуба. В руках можно писать хартию, по житию: «Града Мурома люди поганыя обрати в православную веру, и всех крести во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и много благодарив о сем Бога, и многия святыя церкви воздвиже»»., Михаил «молод, но не юн», Феодор «молод», у обоих «одежды такия же», как у Константина. Наиболее ранним известным изображением трёх муромских св. князей исследователи считают шитый надгробный покров, вложенный в 1661 г. в Благовещенский монастырь Мурома окольничим князем Андреем Фёдоровичем Литвиновым-Мосальским, о чём свидетельствует вышитый внизу текст: «Лета 7169го (1661) год приложил сии покров блговерному кнзю Константину и чадом ево Михаилу и Феодору Муромским чудотворцам окольничей кнзь Андрей Федарович Литвинов Масальскои» (180х100 см, Муромский историко-художественный музей). По мнению исследователей, покров был шит женой вкладчика схимонахиней Домникой в одном из муромских монастырей. Муромские князья изображены в соответствии с предписаниями подлинников: они в княжеских одеждах и шапках с остроконечным верхом, на плечи накинуты шубы с длинными рукавами. В центре – прямоличный образ Константина с восьмиконечным крестом в правой руке и мечом в левой; княжичи в молении стоят вполоборота к отцу, они немного ниже его ростом. Вверху в сегменте неба – Святая Троица Ветхозаветная в сокращённом изводе. Покров шит шёлковыми нитями, пряденым золотом и серебром, мелким речным жемчугом по малиновой камке с мелким травным орнаментом. Редкая иконография «тройного» муромского покрова с изображением молитвенного предстояния «триады» благоверных князей Святой Троице является отображением тропаря им, шитый текст которого начинается на верхнем поле каймы (на нижнем – текст кондака).

 



 
PR-CY.ru