КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 7

Сохранившиеся памятники свидетельствуют о том, что сложилась традиция писать Константина вместе с его сыновьями, подобно тому, как их тела покоятся в общей раке в муромском Благовещенском монастыре. Образцом для формирования извода послужили, по мнению исследователей, совместные изображения равноапостольного великого князя Владимира и благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, известные исследователям с конца XIV в. (см. ст. Борис и Глеб, Владимир (Василий) Святославич). Разницу в деталях исследователи считают незначительной, за исключением того, что равноапостольный великий князь Владимир, как правило, показан в царском городчатом венце, а на голове Константина – княжеская шапка; оба муромских княжича безбородые в отличие от благоверного князя Бориса, традиционно изображавшегося средовеком с небольшой бородой. Это уподобление отразилось и в каноне Муромским святым (ирмос седьмой песни): «Яко новая ветвь корене богонасажденна, князь Константин, новый Владимир явися: якоже бо он израсти две отрасли, Романа и Давида: сей же Михаила и Феодора» (Муромский историко-художественный музей). Иконографию Муромских чудотворцев исследователи находят близкой и к совместным изображениям ярославских благоверных князей Феодора Ростиславича Чёрного и его сыновей Давида и Константина, но в отличие от Константина св. Феодора представляли в монашеском одеянии, а св. Давида – иногда с небольшой бородой. Иконография ярославских князей, по мнению исследователей, сложилась раньше, при этом в ряде памятников исследователи наблюдают соотнесение образов Ярославских и Муромских чудотворцев (отцов с сыновьями), воплощавших идеал русского благоверного князя как основателя династии и защитника отечества. Так, в росписях ярославской церкви Рождества Христова на Волге (1682–1683 гг.), Успенского собора Троице-Сергиевой лавры (1684 г., артель Дмитрия Гргорьева Плеханова) и Софийского собора Вологды (1686–1688 гг., артель Д.Г. Плеханова) на соседних столбах или на одном столбе представлены обе княжеские «триады». Древние иконы Константина с сыновьями, зафиксированные в писцовых книгах Мурома 1623/1624, 1636/1637 гг., не сохранились (Российская национальная библиотека; «Сотная с писцовых книг города Мурома 1623/1624 г. / Сост.: В.Я. Чернышев. Владимир, 2010 г.). Одна находилась в приделе Муромских чудотворцев Благовещенского собора: «Образ местный Благовернаго Князя Константина и чад ево Михаила и Феодора обложен серебром басменным позолочен, девять цат и венцы сканные, да восемь копеек позолочены, а перед образом свеча поставная невелика»; другая – непосредственно над мощами святых: «Да над ракою образ Муромских чудотворцев Благовернаго Князя Константина и чад ево Михаила и Феодора обложен серебром басменным позолочен венцы серебряны позолочены басменные же» («Писцовая книга города Мурома 1637 г. // Тихонравов К. Владимирский сборник. 1857 г.). Первая была описана в начале XX в. с указанием размера – «вышиною 1 арш. и 31/2 вер., шириною 13 вер. (86,5×57,2 см), писанная на липовой дске, в сребро-позлащенной ризе, по темно-коричневому полю».

 



 
PR-CY.ru