КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 4

В «Сказании действенных чинов» Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1622 г., было записано, что в день памяти Муромских чудотворцев (22 мая) «вечер и утро благовест в лебед, трезвон средней, а поют по уставу с полиелеосом». День памяти Константина, Михаила и Феодора 21 мая, очевидно, был выбран на том основании, что он совпадал с днём памяти равноапостольного императора Константина I Великого и его матери равноапостольной императрицы Елены. В связи с канонизацией муромских князей была начата работа над созданием им службы и их Жития. По мнению исследователей, в середине XVI в. монах владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Михаил («господин Михаил мних») написал службу св. муромским князьям. В 1552 г. царь Иван IV Васильевич молился во время похода на Казань в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на посаде Старого Городища. Здесь он, согласно Житию муромских князей последней трети XVI в., дал торжественный обет, что в случае успешного завершения военного похода построит на месте упокоения Константина, Михаила и Феодора вместо деревянного каменный храм. В начале строительства были обретены мощи Константина, Михаила и Феодора. Они оказались целыми и нетленными, были помещены вместе в одну раку и позднее стали почивать в муромском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре. Его новый храм, в котором был создан придел, посвящённый Константину, Михаилу и Феодору, был торжественно освящён при Рязанском и Муромском епископе Гурии (Лужецком; 1554–1562 гг.). Первая жалованная грамота от имени Ивана IV Васильевича была дана в муромский Благовещенский монастырь в 1557/1558 г. (известна исследователям лишь по позднейшему упоминанию). Раньше исследователи ошибочно датировали грамоту 1553 г., связывая её создание со взятием Казани в 1552 г. В конце XVI – начале XVII вв., по наблюдениям Александра Викторовича Маштафарова, подтверждения «о даче в монастырь денежной и хлебной руги из муромских таможенных доходов» получала именно грамота 1557/1558 г. По мнению исследователей, грамота 1557/1558 г. и была той самой царской уставной грамотой с красной печатью, о которой позднее вспоминали в разных редакциях Жития Константина, Михаила и Феодора. 8 февраля 1566 г. в выписи из писцового описания города Мурома упоминается Благовещенская церковь, а не монастырь, причём без какой-либо привязки к Константину, Михаилу и Феодору. Это авторитетное свидетельство источника показывает недостоверность утверждения Жития о том, что гробницу благоверных князей Ивану IV Васильевичу перед походом якобы указал инок Герасим. Во-первых, в 1552 г. Благовещенский монастырь ещё не возник, а, во-вторых, по Житию, мощи Константина, Михаила и Феодора были обретены лишь при строительстве каменного собора. Об этом есть упоминания в актах конца XVI – первой половины XVII вв. В отличие от писцовой книги 1566 г. они всегда отмечают монастырь «Благовещения Пречистые Богородицы, что в Муроме на посаде с старого городища, где лежат Муромские чюдотворцы князь Констянтин и чада его Михайло и князь Федор» («Акты археологической экспедиции», том 3). При этом наиболее ранний из известных вкладов в Благовещенский монастырь от частных лиц относится лишь к 1576/1577 г.

 



 
PR-CY.ru