КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ - Страница 9

Эту гипотезу не поддержали большинство исследователей: высказывались предположения, что обе части созданы при жизни Романа I Лакапина в 934–944 гг., предположительно ближе к 934 г.; что трактат создан после завершения правления Романа I Лакапина, в 952 г., и содержит сведения о взаимоотношениях с западными державами более поздние, чем те, что представлены в соответствующих пассажах «Об управлении империей»; что трактат написан после перенесения в Константинополь мощей Григория Богослова, предположительно в 956–959 гг., и тем самым является наиболее поздним энциклопедическим проектом Константина VII Багрянородного, который остался незавершённым и поэтому изобилующим внутренними противоречиями. Константину VII Багрянородному приписывается сочинение, содержащее элементы историографического произведения, светской биографии и панегирика и вошедшее в качестве пятой книги в так называемую Хронику Продолжателя Феофана. Хроника сохранилась в уникальной рукописи начала XI в. и охватывает события от царствования Льва V (813–820 гг.) до царствования Романа II (доведена до 961 г.). Этот текст, по мнению исследователей, представляет собой не цельное произведение, а созданную около 1000 г. компиляцию нескольких сочинений, главным образом возникших в окружении Константина VII Багрянородного. В Жизнеописании императора Василия I Македонянина, предположительно составленном в 957–959 гг., личное участие Константина VII Багрянородного было более значительным, чем в других частях хроники. Во вступлении к Жизнеописанию он говорит от первого лица о замысле написать историю всех византийских императоров, начиная с равноапостольного Константина I Великого, но, ссылаясь на нехватку времени и сил, решает ограничиться лишь самым ярким примером – биографией императора, при котором государство пережило наибольший расцвет. Константин VII Багрянородный также упоминает о своём желании продолжить рассказ, описав правление императоров Льва VI, Александра и, возможно, даже своё, если ему позволит слабое здоровье. В некоторых фрагментах Константин VII Багрянородный упоминается в третьем лице (например, в рассказе о взятии Адаты в 947–948 гг.). По мнению исследователей, вступление к Жизнеописанию было действительно создано лично Константином VII Багрянородным, а основную часть написал анонимный автор, который пользовался материалами, предоставленными Константином VII Багрянородным. Подобное прочтение подтверждается и заголовком «Историческая повесть о жизни и деяниях славного императора Василия, которое его внук Константин, император ромеев, в Боге трудолюбиво собрал из различных повестей и представил (настоящему) писателю. В главе 97 Жизнеописания императора Василия I Македонянина содержатся сведения о крещении русов при Василии I, предположительно в 963–967 гг. Согласно этому источнику, византийские проповедники встретили отпор местного населения и смогли склонить его к принятию крещения только после того, как было явлено чудо: брошенное на несколько часов в горящую печь Евангелие осталось невредимым. Историчность сообщения о византийской миссии к русам при Василии I Македонянине ставится исследователями под сомнение.

 



 
PR-CY.ru