КОНСТАНТИН VII БАГРЯНОРОДНЫЙ - Страница 14

Книгу «О церемониях...» исследователи считают источником для реконструкции топографии и архитектуры Константинополя, императорского церемониала и истории византийского богослужения X в., поскольку содержит описание как религиозных, так и светских выходов византийских императоров. Литургико-церемониальный материал по преимуществу изложен в главах 1–37 в первой книге. В первой главе представлен обряд выхода императора на Господские праздники в храм Святой Софии и для примера – чинопоследование выхода в праздник Рождества Христова; в той же главе излагаются чины выхода в Великую субботу и Пасху, а также выход на праздник Рождества Богородицы, как типовой для всех Богородичных праздников. В главах 2–8 помещены так называемые «аккламации» димов – славословия императору в тот или иной праздник (от Рождества Христова до Пятидесятницы). В главах 9–35 описаны обряды выходов императора на богомолье начиная с праздника Пасхи и заканчивая выходом в Великую субботу. В главе 36 – выход по поводу воссоединения церкви, в главе 37 представлены описания императорских облачений, используемых для праздничных служб и процессий. Дмитрий Фёдорович Беляев предложил классификацию императорских выходов: 1) большие выходы – выходы в Господские праздники; 2) средние – выходы в храм Святой Софии только для того, чтобы из него при стечении народа начать процессию в иной храм; 3) малые выходы – в понедельник первой седмицы Великого поста, в праздник Воздвижения Креста Господня и в Неделю Православия. Однако, по мнению Алексея Афанасьевича Дмитриевского, это деление неуместно, и «…выход лучше ставить в зависимость от характера праздника». Литургический интерес для исследователей представляют выходы императора в храм Святой Софии, в богородичные храмы Халкопратийский и Влахернский, в храм св. Апостолов, в храмы дворцовые и прилегающие к Святой Софии, в храмы городские и монастырские. А.А. Дмитриевский (и это исследователи готовы признать справедливым) считал, что адекватное прочтение трактата «О церемониях...» и построение цельной картины византийского придворного церемониала возможно только при привлечении литургических источников X в. и особенно – Дрезденского списка устава Великой церкви, проливающего свет на так называемые тёмные места трактата «О церемониях...». Исследователи отмечают, что выходы императора в храм Святой Софии на Господские праздники (кроме праздников Входа Господня в Иерусалим и Вознесения) имеют общие черты. Император молится перед святыми вратами храма, целуя висящие на них кресты, идёт в алтарь со свечой в руках, делает поклоны престолу и целует лежащие на нём святыни, затем совершает каждение вокруг престола и уходит в митаторий, где слушает чтение из Евангелия и сугубую ектению. Далее императору подаются на утверждение списки приглашённых на обед к патриарху. В зависимости от праздника могли быть и особенности в выходе императора: так, например, на праздник Воздвижения Креста Господня император прикладывался к кресту. Кроме Господских праздников император также «выходил на богомолье» в храм Святой Софии в Неделю Православия, в Великие четверток и субботу, на праздник воссоединения церкви, в понедельник первой седмицы Великого поста. На Богородичные праздники император совершал выходы в другие храмы: на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – в Халкопратийский храм; на праздники Рождества Богородицы, Сретения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, а также по случаю избавления от народных бедствий – во Влахернский.



 
PR-CY.ru