КИЕВСКИЙ РАСПЕВ - Страница 7

На Левобережье Украины с конца ХVII в. и особенно в ХVIII в. стали известны песнопения из России, что дало дополнительный повод атрибутировать украинские версии на те же тексты. Cостав Ирмологионов разного происхождения свидетельствует о том, что киевские напевы в большинстве случаев сопровождались напевами-«спутниками» иного происхождения (однако последние могли и не фиксироваться, если передавались в устной традиции или помещались в других певческих книгах); в то же время единичные «киевские» образцы имеют греко-балканский или неустановленный генезис. В любом случае присвоение традиционным напевам названия «киевское» отражало их древность и укоренённость в украинской практике. Таким образом, в Ирмологионах название «киевское» поэтапно получили три основные стилевые ветви южнорусской певческой традиции, сформировавшиеся в разное время. Со второй четверти XVII в. «киевскими» назывались основные неосмогласные песнопения всенощного бдения и литургии, которые и впоследствии в певческих рукописях наиболее часто представляли киевский распев. Богатая мелизматика этих обиходных напевов сформировалась в ХV–ХVII вв. вследсвие обновления мелодических редакций после введения на Руси Иерусалимского устава. В первой половине ХVII в. определилась связь киевского распева с монастырскими напевами того же склада – супрасльским, киево-печерским и киевского Межигорского монастыря (последний исследователи считают самой виртуозной мелизматической редакцией киевского распева). Другой стилевой слой «напелу киевского» образуют обиходные песнопения силлабического склада, редко фиксировавшиеся в рукописях: неосмогласные песнопения первой половины ХVII в. и осмогласные циклы второй половины ХVII в.; их псалмодическая мелодика (преимущественно терцово-квартового диапазона) исследователи считают аргументом в пользу большей древности происхождения. В последнюю очередь, в ХVIII в., «киевскими» были названы циклы стихир, напевы которых (невматического склада) восходят либо к древнерусскому периоду (подобны), либо ко времени формирования попевочного фонда Октоиха в конце ХV – ХVI вв. (стихиры евангельские и др.). Исходя из музыкального разнообразия «киевских» напевов Ирмологионов, исследователи предполагают, что те или иные структурно-стилевые признаки не являлись основанием для этого названия, поскольку в каждой из этих стилевых ветвей украинского знаменного пения «осталось» множество безымянных песнопений. По мнению исследователей, наиболее вероятными причинами наименования песнопений «киевскими» могли послужить многораспевный контекст, необходимость выделить традиционные напевы среди мелодий-«спутников». Исследователи не исключают, что некоторые атрибуции отражают точные знания переписчиков о происхождении тех или иных напевов из Киева или их бытование где-либо под этим названием. Исследователи отмечают, что традиционное происхождение большинства «киевских» напевов подчёркивается противопоставлением в разных украинских исторических источниках киевского и партесного пения как «старого» и «нового», одноголосия и многоголосия.

 



 
PR-CY.ru