КИЕВСКИЙ РАСПЕВ

КИЕВСКИЙ РАСПЕВ, киевский напев – певческая традиция украинского происхождения, один из самых распространённых обиходных распевов в богослужебной практике РПЦ с XVIII в. На Украине и в Белоруссии в конце ХVI – середине ХIХ вв. песнопения этой традиции обозначались в певческих рукописях ремарками «Напева киевского», в России – «Киевского распева»; исследователям известны также краткие определения: «Киевское», «По киевски» и т.п. (орфография надписаний различна). Иногда исследователи включают в понятие «киевский распев» всю традицию украинского церковного монодийного пения, в том числе песнопения, которые в рукописях так не атрибутировались (по аналогии с обобщённым пониманием знаменного распева в традиции Московской Руси). Монодийные песнопения киевского распева записывали с помощью нотолинейной киевской нотации в Ирмологионах, которые составлялись украинцами и белорусами с конца ХVI в. на их этнической территории, со второй половины ХVII в. – в Москве, позднее – в Санкт-Петербурге и других певческих центрах России. Понятие «напев» в украинско-белорусской профессиональной церковно-певческой терминологии обозначало корпус мелодий, имеющих общность происхождения, реже – одну или несколько самостоятельных мелодий (при единичных версиях песнопений) и отражающих представления переписчиков о происхождении или месте их бытования. Исследователи полагают, что введение понятия «напев» в конце ХVI в. (судя по самым ранним сохранившимся экземплярам Ирмологионов) связано с южнославянским влиянием в Юго-Западной Руси, поскольку данное слово было образовано по образцу традиционных церковнославянских терминов «запел», «припел» и подобно им применялось в рукописях в неизменном виде до второй половины ХIХ в. Исследователи изредка встречают фонетическую запись «напил» (в соответствии с украинским произношением как [«и»]). В украинско-белорусских Ирмологионах, составленных в ХVIII в. на Левобережной Украине и в Белоруссии, под российским влиянием появляется термин «роспев»/«распев», в частности, после публикации Синодального Обихода 1772 г. и широкого распространения его певческого материала и терминологии. Вопрос о времени происхождения киевского распева в научной литературе долгое время был предметом дискуссий. По мнению многих исследователей, киевский распев сформировался поздно. Так, Георгий (Юрий) Всеволодович Келдыш отмечал, что киевский распев, подобно греческому и болгарскому распевам, возник, вероятно, «на Украине в начале или середине ХVII века и своим названием обязан каким-нибудь побочным обстоятельствам». Это и подобные мнения исследователи объясняют появлением в ХVII в. названия «киевский роспев», а также тем, что в русских рукописях он мог иметь сходство как со знаменным, так и с болгарским или греческим распевом. Однако мнение о происхождении киевского распева в ХVII в. исследователи считают не вполне справедливым, т.к. возникновение распева (системы пения в определённом стиле) и появление его названия могут относиться к разным историческим периодам. Так, знаменный распев сформировался в древнерусскую эпоху, а получил название, зафиксированное в певческих рукописях, в конце ХVI – начале ХVII вв. Истоки киевского распева, включающего песнопения различного времени формирования, также восходят к певческой культуре Древней Руси.

 



 
PR-CY.ru