КИЕВСКИЙ РАСПЕВ - Страница 2

На протяжении сложной и драматической истории юго-западно-русских земель развитие певческого искусства шло то угасая, то возрождаясь. Благодаря существенному обновлению восточнославянской певческой традиции в XV–XVI вв. в певческую практику вошли новые мелодические редакции песнопений Обихода, получившие в рукописях XVII в. различные местные названия. Песнопения псалмодического склада, по мнению исследователей, значительно не изменились, сохранив преемство с древнерусским знаменным пением. Украинско-белорусская монодия, позднее названная киевским распевом, с наибольшей полнотой была зафиксирована в Ирмологионах с конца ХVI в. Протоиерей Иван Иванович Вознесенский, выявив различия между певческими материалами из Ирмологионов и из российских певческих книг XVII–XVIII вв., сделал вывод о мелодическом своеобразии украинской редакции юго-западнорусской ветви знаменного распева и о её формировании в XV–XVI вв.: «Нотные юго-западные переводы представляют собою... лишь особую параллельную великорусской ветвь того же древнего знаменного пения, по крайней мере XV и XVI века, и следовательно, новый ключ к объяснению знаменных напевов того времени». В украинской науке древнерусский распев домонгольской эпохи называют старокиевским и старознаменным (эти термины воспринимаются как синонимы, что позволяет исследователям отличить обозначаемые ими песнопения от поздних форм певческого искусства). В более широком значении термин «старокиевский» исследователи понимают как «староукраинский». До конца ХVI в. в юго-западнорусских знаменных сборниках напевы отечественного происхождения не имели названий (первым названием было «греческое»). Национальные, местные и другие названия обиходных напевов, которые начали активно использовать в конце ХVI – начале ХVII вв., свидетельствуют о распространении многораспевности. Хотя атрибуция «напева киевского» появилась только во второй четверти ХVII в., сам напев исследователи обнаружили в нотолинейном Ирмологионе 1596–1601 гг. из Супральского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря. Тождество (или сходство) основных песнопений «супряскаго» и киевского (т.е. известного исследователям под этим названием со второй четверти ХVII в.) напевов, установленное Анатолием Викторовичем Конотопом, позволило исследователям определить время, к которому сформировался киевский распев, – конец ХVI в. Супрасльская обитель со времени основания киевлянами (1498 г.) поддерживала связи с Киевом, вследствие чего в Ирмологионе 1596–1601 гг. присутствует показательный для киевского распева набор песнопений всенощного бдения и литургии. Название «пение демественное» характеризует не мелодику обиходных песнопений (как здесь указано, это традиционный супрасльский напев, в генезисе – киевский), а, по мнению исследователей, виртуозное, мастерское исполнение (исходя из церковнопевческого значения слова «деместик» (доместик) – «руководитель» или «солист хора»), исследователи не исключают, что грецизированное (по мнению А.В. Конотопа, это было пение с «исоном» (см. Исократима)). Некоторые супрасльские мелодии имеют отдельные признаки киевской редакции (например, кондак «Возбранной Воеводе»).

 



 
PR-CY.ru