КВАКЕРЫ - Страница 10

Дж. Уилбур, пытавшийся сохранить старые порядки (принцип верховной власти «внутреннего света», а также простоту нравов, речи, поведения, одежды), выступил против Дж. Дж. Герни и в Англии, и в Америке, обвиняя его в отступлении от «исконной веры и практики квакеров». В течение семи годовых собраний у ортодоксальных квакеров не было единства во взглядах, но в 1842 г. Дж. Уилбур потерпел поражение и был изгнан из ежегодного собрания; в 1843 г. 500 его приверженцев, не принимая новшеств и призывая всех квакеров вернуться к прежней практике, последовали за своим лидером (в следующие годы расколы произошли в организации квакеров в Новой Англии и в Огайо). С середины XIX в. в некоторых группах квакеров изменились правила проведения собраний для богослужений: стали распевать гимны, читать молитвы, отрывки из Библии, а также слушать заранее подготовленные, а не спонтанные, как было раньше, проповеди. Вошли в обычай так называемые программированные богослужения. Порядок этих богослужений планировался заранее и мог включать даже проповедь приглашённого священнослужителя. Отводилось время на свободное богослужение в молчании, как было принято у ранних квакеров. С 1875 по 1900 гг. евангельские гернитские собрания почти полностью перешли на пасторскую форму богослужения, подобно большинству протестантских и евангелических церквей. Некоторые герниты приняли название «Церковь друзей». В XIX в. в Америке единое прежде РОД раскололось на три течения: евангелическое, либеральное и консервативное. Модернисты, или либеральное течение, ставили под сомнение как некоторые старые обычаи квакеров, так и тексты Библии. Евангельские квакеры на практике часто обращались к евангельским текстам. Представители малочисленного крыла консерваторов, или традиционалистов, пытались сохранить первоначальный баланс между доверием «внутреннему свету» и уважением к библейскому опыту. При этом все направления так или иначе сохраняли верность основным свидетельствам, которые проявлялись в их социальной активности в XIX–XX вв. Принадлежность «друзей» к разным ветвям квакерства совершенно не влияла на соблюдение и выражение их основополагающих принципов. Выход квакеров из изоляции в XIX в. был отмечен общественной и миссионерской деятельностью вне своих общин, которая распространилась за пределы Великобритании и США: на Дальний и Средний Восток, в Латинскую Америку, Восточную Африку, Индию и на Аляску. Первые миссионеры были посланы в 1866 г. в Бенарес (Варанаси) в Индию. «Ассоциация иностранной миссии друзей», образованная в 1868 г., отправила своих представителей из Великобритании в Мадхья-Прадеш (Индия), где сформировалось существующее и в настоящее время Среднеиндийское годовое собрание. Миссии также были отправлены на Мадагаскар (1867 г.), в Китай и на Цейлон (современный Шри-Ланка; 1892 г.), на остров Пемба (1897 г.). В 1874 г. была создана «Сирийская миссия друзей», которая организовала школу квакеров в Рамаллахе (Палестина), существующую и в настоящее время. Швейцарский миссионер Теофил Вальдмайер в 1873 г. основал среднюю школу в Бруммане (Ливан), сейчас там действует ежемесячное собрание квакеров «Церкви друзей».

 



 
PR-CY.ru