КВАКЕРЫ - Страница 9

В 1829 г. в США квакеры разработали новую тюремную «систему штата Пенсильвании»: ввели одиночное содержание преступников, раздельное заключение подростков и женщин, классификацию преступников по разрядам. Квакеры проводили кампании против жестокого обращения с заключёнными. Благодаря усилиям квакеров приговоры стали рассматриваться как средство исправления, а не как наказание за преступление против общества. Квакеры активно участвовали в создании обществ борьбы за трезвость. Забота квакеров о душевнобольных проявилась в создании пенсильванской больницы (1757 г.), йоркского приюта для душевнобольных в Англии (1796 г.), приюта для гуманного обращения с душевнобольными в Нью-Йорке (1792 г.), Франкфордской психиатрической лечебницы в Филадельфии (1813 г.). В Англии квакеров привлекали к деятельности по преодолению пагубных последствий промышленной революции. Они разрабатывали социальные реформы, направленные на улучшение условий жизни народа. Квакеры открыли в Спиталфилдсе бесплатные столовые и пригородные ремесленные школы, где обедневшие рабочие могли получить новую специальность. В XIX в. в организации северо-американских квакеров произошёл ряд расколов, первый – в 1827–1828 гг. на так называемых ортодоксов и хикситов, которые получили название по имени проповедника из Лонг-Айленда Элиаса Хикса (1748–1830 гг.). Его сторонники отрицали искупление, первородный грех и другие христианские догматы, повинуясь только «внутреннему свету». Проповеди Э. Хикса в США стали реакцией на возврат части сообщества квакеров к приоритету библейских доктрин. В 1827 г. раскол произошёл в Филадельфии, в следующем году – в Нью-Йорке и Огайо. В знак солидарности с либералами-хикситами отделились квакеры из Балтиморского ежегодного собрания и из штата Индиана, образовав параллельные структуры ежегодных собраний в США. Это привело к так называемому великому разделению (great separation), после которого либеральное течение стало самостоятельной ветвью в движении. Раскол продолжился в Айове, Канзасе, Канаде, Северной Каролине. Британским квакерам также не удалось избежать разделения. Трактат «Маяк для Общества друзей» А. Крудсона (1780–1844 гг.), опубликованный в 1835 г., в котором он утверждал, что «внутренний свет» не может сосуществовать наряду с верой в спасение через искупление, вызвал дебаты, завершившиеся выходом автора и ещё 48 членов Манчестерского собрания из РОД. В 1836–1837 гг. ещё около 250 английских квакеров последовали за ними, некоторые из них потом присоединились к Плимутским братьям. В 1868 г. в Дербишире собрание Фричли в полном составе почти на сто лет вышло из Лондонского годового собрания в знак протеста против отказа сохранять в Англии практику простоты в речи и ношения традиционной квакерской одежды, а также обвинив годовое собрание в «евангельском уклоне» (т.е. в следовании авторитету Священного Писания). Большинство ортодоксальных квакеров начали сотрудничать с христианами других деноминаций. Вторая волна расколов в среде американских квакеров в значительной мере была вызвана деятельностью прибывшего в США английского банкира Дж. Дж. Герни (1788–1847 гг.), взгляды которого, и прежде всего, утверждение исключительного авторитета Библии, противоречили взглядам лидера американских ортодоксальных квакеров Северной Америки, в первую очередь, Джона Уилбура (1774–1856 гг.).

 



 
PR-CY.ru