КВАКЕРЫ

КВАКЕРЫ (англ. «Quakers», от «to quake» – «трястись», «трепетать», «содрогаться») – протестантское религиозно-мистическое движение, отвергающее религиозные обряды и церковную иерархию. Согласно учению квакеров, через совместную практику безмолвной молитвы они достигают «внутреннего озарения», а их жизнью непосредственным образом руководит Святой Дух. В отличие от многих направлений англо-американского протестантизма XVII–XVIII вв. квакеры не придают культового значения бытовым формам поведения, объединяются в независимые религиозные организации, отличающиеся друг от друга вероисповеданием. Много внимания уделяют миротворчеству, придерживаются пацифистских взглядов. Официальное название с 1665 г. – «Религиозное общество друзей» (РОД), другие названия: «Христианское общество друзей внутреннего света», «Друзья Иисуса», «Друзья истины», «Дети Света» или просто «Друзья». Название «квакеры», согласно одной из версий, возникло в 1650 г., во время магистратского суда над основоположником учения Джорджем Фоксом, который, представ перед судом по обвинению в богохульстве, заявил, что внутренне трепещет, когда чувствует в душе присутствие Христа, и призвал судью «трепетать перед именем Бога» («to quake at the name of God»). Судья Джон Беннет, объявляя приговор, в насмешку назвал Фокса «трепетуном» или «трепыхателем» («quaker»). Другая версия связывала термин «квакерство» с конвульсивными телодвижениями («trembling», «quaking»), которые сотрясали входящего в экстаз молящегося. Сначала квакерами членов РОД называли противники этого движения, используя термин как оскорбительную кличку; cо временем «квакеры» стало наиболее распространённым названием религиозного движения. Основоположником движения квакеров считают Дж. Фокса, который в 1647 г., по его словам, пережил религиозное откровение и уверовал, что Христос живёт в душе каждого человека независимо от пола, возраста, образования, происхождения, расы или верований. Обретя опору во «внутреннем свете живого Христа», оставшуюся часть жизни он посвятил распространению этого откровения. Дж. Фокс верил, что его открытия универсальны, и Господь через простых людей «Сам будет учить свой народ», а он лишь заново раскрыл «истинное христианство» и свою миссию видел в духовном очищении общества от ложных религиозных представлений. Дж. Фокс, знавший Библию почти наизусть, призывал искать истину в голосе Божьем, обращённом к душе каждого человека («Христа внутри»), а не в тексте Священного Писания или Символа веры, ориентироваться на Дух, а не на букву. Он верил, что слово Божье существовало от начала времён до творения мира и «всё чрез Него начало быть» (Ин. 1:1–5), при этом Дж. Фокс подчёркивал, что Библия – это запись того, что Дух Божий диктовал пророкам и апостолам, и что тот же самый Дух может и в настоящее время говорить с каждым человеком. Доктрина «внутреннего света», по мнению квакеров, не предполагала разделения между людьми, отсюда следовало отрицание учения о предопределении: Дж. Фокс подчёркивал всеобщее равенство перед Богом. Именно оно даёт возможность каждому грешнику, как бы ни был он далёк от идеала христианской жизни, раскаяться, обратиться и очиститься, став подлинным сыном Божьим. И хотя жизнь человеческая полна зла, греха и отчаяния, бесконечная любовь Бога к человеку побеждает.

 



 
PR-CY.ru