КАТАРЫ, кафары - Страница 6

Пришествие Христа катары трактовали как напоминание о Божественной природе духа и начало пробуждения падших (человеческая природа Христа отрицалась). Следуя учению Христа и ведя праведную жизнь, грешник мог спастись и воссоединиться с Богом. Катары порицали убийство, прелюбодеяние, воровство, ложь, принесение клятв, сквернословие, употребление в пищу мяса и вина. Им приписывались неприятие материальных благ, отказ от брака и половых отношений. Полемисты подчёркивали, что катарские проповедники говорили о стремлении к апостольской жизни, противопоставляя свои понятия о раннем христианстве образу жизни «испорченного» католического духовенства и отрицая благодать Римской церкви. Богослужение катаров было близко к богомильскому, отличалось числом и составом молитв. По аналогии с католической службой часов катары регулярно отводили время для молитвы. Члены общины должны были молиться семь раз днём и семь раз ночью, в том числе многократно (16 или 17 раз) повторяя «Pater noster» (текст молитвы незначительно отличался от традиционного). Во время богослужения исключительным правом на чтение этой молитвы обладали «посвящённые». Главным обрядом катаров, по мнению исследователей, было крещение «огнём и святым духом утешителем», или «утешение» («consolamentum»). Церемония начиналась исповедью и обрядом передачи молитвы (traditio orationis dominiciae). Затем следовали проповедь и отречение новиция от мирских соблазнов. После этого совершалось чтение из Евангелия от Иоанна, Библию клали на голову посвящаемому, а все члены общины по очереди возлагали правую руку на неофита. Нередко такие обряды проводились перед смертью и воспринимались подобно последнему причастию в католической церкви. Другим важным ритуалом являлся особый тип поста (endura), совершаемого тяжелобольными, в том числе катарами-«мирянами». Считалось, что пост необходим для того, чтобы непосвящённые перед кончиной смогли приблизиться по святости к «посвящённым» и по возможности покинуть оковы плоти. За соблюдением поста следили, как правило, двое «посвящённых», которые не допускали к больному его родственников. Согласно другой интерпретации, такой строгий пост был особым типом ритуального самоубийства (в современных исследованиях эта интерпретация признана несостоятельной). В общинах с разной периодичностью совершались богослужения для «мирян». Служба, основным содержанием которой были покаяние в грехах и их отпущение, начиналась приветствием собравшимися «посвящённых». В источниках упоминается ритуал преломления хлебов – ежедневного благословения трапезы: «посвящённые» разламывали хлеб и раздавали его всем присутствовавшим (в Дублинском «Ритуале» хлеб назван символом Закона Христова и Его Завета). Важным обрядом у катаров была пенитенция (penitentia, или apparelhamentum): «посвящённые» исповедовались в грехах и просили об искуплении. Пенитенция сопровождалась трёхдневным постом и завершалась либо благословением, либо обрядом «утешения», означавшими отпущение грехов. В историографии существуют разные точки зрения по вопросу о предшественниках катаров и о связи их верований с другими западноевропейскими ересями, получившими распространение в XI – первой половине XII вв.

 



 
PR-CY.ru