КАТАРЫ, кафары - Страница 3

Важными источниками сведений по ранней истории катаров являются письма католических проповедников. Значительная их часть была составлена в 1140 гг. (письма Эвервина Штайнфельдского, некоего клирика из Льежа, монаха Гериберта и католического святого Беранарда Клервоского). Знакомство католических авторов с новой ересью способствовало появлению антикатарских трактатов, которые остаются основным источником сведений о вероучениях катаров в XII–XIII вв. К таким произведениям исследователи относят труды аббата Экберта из Шёнау, анонимное сочинение писателя-вальденса «Антиеретическая книга» («Liber antihaeresis», начало 1180 гг.), трактат Эрменгауда «Против еретиков» («Opusculum contra haereticos», рубеж XII и XIII вв.). Сведения о катарах содержатся у Эберхарда из Бетюна в «Книге против ересей» («Liber antihaeresis», начало XIII в.), в трактате Алана Лилльского. Сохранился трактат Бонакурса из Милана, который отрёкся от катарского вероучения и составил затем «Разъяснение ереси катаров» («Manifestatio heresis Catharorum», между 1176 и 1190 гг.). История распространения катаров и их вероучений в Северной Италии приводится в анонимном трактате «О ереси катаров в Ломбардии» («De haeresi Catharorum in Lombardia», начало XIII в.). С 1230 гг. появляются антикатарские суммы. Одно из первых сочинений такого рода – трактат «Выше звезды» («Liber supra Stella») итальянца Сальве Бурчи, ответ на катарское сочинение «Stella», которое не сохранилось. В Северной Италии была составлена «Сумма против патаренов» («Summa contra Patarenos»). В написанной Вильгельмом Овернским между 1231 и 1236 гг. сумме «О сотворённом мире» («De universo creaturarum») раздел посвящён «манихейским» ересям. Важная информация собрана Монетой из Кремоны в «Сумме против катаров и вальденсов» («Summa adversus Catharos et Waldenses», 1241 г.), где описана, главным образом, догматическая сторона вероучений катаров, и Райньеро Саккони в сочинении «О катарах» («De catharis», 1250 г.), посвящённом особенностям жизни общин катаров (Саккони, сначала последователь катаров, отрёкся от ереси и к концу жизни стал главным инквизитором Ломбардии), а также в анонимной «Сумме против катаров» («Summa contra Catharos», около 1250 г.). Сведения о вероучениях катаров содержатся также в описаниях богословских диспутов между католиками и представителями неортодоксальных течений («Disputatio»); наиболее известным исследователи считают сочинение «Спор между католиком и еретиком-патареном» («Disputatio inter Catholicum et Paterinum haereticum»), составленное неким Георгом в 1240 гг. Особую группу представляют собой материалы инквизиции: анонимный «Трактат о еретиках» («Tractatus de haereticis», 1260 гг.), акты заседаний инквизиции в Южной Франции и сочинения испанских инквизиторов. Долгое время значительная часть документов катарского происхождения оставалась неизвестной. До второй половины XX в. в распоряжении исследователей находилось лишь несколько документов: заметка о Соборе катарских «епископов» в Сен-Феликсе (в современной историографии нет единого мнения о её достоверности), сохранившаяся в копии XVII в., пересказ Райньеро Саккони трактата Хуана де Луго, который, по мнению исследователей, первым предпринял попытку систематизировать вероучения катаров в духе схоластических сумм, и, главное, «Книга о двух началах» («Liber de duobus principiis»), написанная в связи с догматическим спором между катарами из Дезенцано (ныне Дезенцано-дель-Гарда) и Вероны около 1241 г.

 



 
PR-CY.ru