КАТАРЫ, кафары - Страница 5

Странствуя обычно вдвоём (один катар мог отпускать грехи другому), «добрые люди» (как мужчины, так и женщины) распространяли своё учение, участвовали в диспутах с представителями других общин катаров и с католическими проповедниками, основывали общины. Вступление в общину предполагало длительный (как полагают исследователи, около одного года) период послушания, а также работу при «доме». Послушники могли носить особое одеяние и читать вместе со всеми молитвы, однако полноправными членами общины они становились только после принятия обетов и совершения обряда «утешения». Вступление в общину помимо принесения личных обетов предполагало передачу всей собственности неофита в распоряжение «дома». Подробное описание иерархии общин катаров приводит Райньеро Саккони. Во главе иерархии находился «епископ», который управлял крупным объединением общин (наподобие диоцеза или церковной провинции); ему подчинялись «старший сын» («filius major») и «младший сын» («filius minor»), которые помогали «епископу», а в случае его смерти «младший» назначал «старшего» «епископом». Последнюю, четвёртую ступень в иерархии катаров занимали «диаконы»; согласно Райньеро Саккони, они руководили жизнью общины и следили за «домами» катаров. В настоящее время тезис о наличии единой организации катаров исследователи подвергают сомнению. Главным источником веры катаров являлся Новый Завет; Ветхий Завет и церковное Предание не признавались (так, во время богословского диспута на Соборе в Ломбере катары отказались рассматривать ссылки на Ветхий Завет в качестве аргументов). Для проповеднических целей катары перевели Новый Завет на окситанский язык (Лионская «катарская Библия»). Перевод был выполнен с Кольбертинского кодекса (Codex Colbertinus), содержавшего наряду с текстами Вульгаты ряд старолатинских переводов. В «катарской Библии» приводилось Послание апостола Павла к Лаодикийцам, которое в то время не считалось апокрифом. Из апокрифов, имевших хождение среди катаров, наиболее известным является «Вопрошание Иоанна» («Interrogatio Iohannis»), где утверждается, что материальный мир создан дьяволом. Главной характеристикой вероучений катаров исследователи считают дуализм: противопоставление духовного и мирского, Божьего и дьявольского, света и плоти, истинного и иллюзорного. Дискуссионным остаётся вопрос, существовал ли единый вариант дуалистического учения, или в общинах катаров господствовали разные его толкования. Согласно «Книге о двух началах», катары предполагали сосуществование равнозначных доброго и злого начал. Благой Бог не мог сотворить зло. Человеческая природа рассматривается как форма заточения созданного Богом духа в греховной плоти. По преданию, приписываемому в том числе и катарам, в земной оболочке оказались заперты ангелы, которые пали вместе с дьяволом. В этом смысле материальный мир представлял собой ад. Главная задача христиан определялась как освобождение от мирских пут, иллюзорного небытия и возвращение на небеса. В материалах поздних инквизиционных процессов засвидетельствовано наличие учения о переселении души – не проснувшись и не устремившись к Богу, душа остаётся в земных оковах даже после смерти, переселяясь в новое тело.

 



 
PR-CY.ru