КАТАРЫ, кафары - Страница 4

В составе «Книги о двух началах» сохранилось описание богослужения и обряда «утешения» (consolamentum) неофита. Во второй половине XX в. появилось критическое издание литургического сочинения «Ритуал» с описаниями основных правил жизни и богослужения катаров. Более полная версия «Ритуала» сохранилась на провансальском языке (Лионский и Дублинский «Ритуалы», около 1280 г.). Внимательному изучению доктрины катаров способствовали издание ранее неизвестных отрывков сочинений катарских проповедников и анализ сохранившихся текстов катарских Библий. Независимо от наличия или отсутствия организационного и догматического единства катаров, а также от их отношений с богомилами на Балканах, исследователи констатируют, что у катаров в разных регионах были схожие формы организации общин и отправления культа, общие источники вероучений. В документах сохранились свидетельства строгого разделения между простыми сторонниками неортодоксальных учений и членами общин катаров, которые проповедовали и совершали определённые ритуалы. Эвервин Штайнфельдский сообщает о «наставниках», имевших особое влияние на остальных последователей ереси. Экберт из Шёнау упоминает о «священнослужителях» (sacerdotes), которых катары противопоставляли священникам Римской церкви. Существование такого разделения зафиксировано и в источниках, которые приписывают катарам, – в богословских и литургических трактатах, в «Ритуалах» XIII в. «Посвящённые», или «священнослужители», выполняли функции католических священников и монахов, представляя собой подобие клира катарской «церкви». Они имели право проповедовать, проводить обряд «утешения» и отпускать грехи. «Посвящённые» жили в общинах (в документах инквизиционных процессов они называются «дома еретиков» («domus haereticorum»)), соблюдая посты и совершая регулярные молитвы. Важной особенностью общин катаров было наличие женского священства, что, как полагают исследователи, способствовало распространению ереси в Южной Франции. Мужская и женская общины были разделены, возглавляли их выборные старосты, предстоятели или диаконы (в источниках иерархическое устройство общин и «церквей» описывалось по-разному). Члены общин, по мнению исследователей, носили особые облачения, придерживались общежительного образа жизни. Общежития, как полагают исследователи, были небольшими. «Дома еретиков» являлись костяком общин катаров и в начале XIII в., в период максимального распространения ереси, в Южной Франции «дома» существовали во всех городах, в крупных замках и во многих деревнях. «Дома» имели не только религиозные, но и экономические и социальные функции, во многих действовали ремесленные мастерские. Общины были открыты для всех: в них проводили большие трапезы с участием проповедников, учили прихожан основам веры, а также различным ремесленным навыкам. Гости могли жить в общинах довольно длительное время, иногда по несколько лет. «Дома» катаров не были замкнутыми; члены общины имели право свободно перемещаться, навещать родственников, совершать обряды в жилищах катаров-«мирян». Распространённой практикой было путешествие в миссионерских целях.

 



 
PR-CY.ru