КАТАРЫ, кафары

КАТАРЫ, кафары 1) – последователи Новациана (III в.); 2) – участники средневековых неортодоксальных христианских движений, распространённых в XII – начале XIV вв. в Западной Европе. Отличительными чертами вероучений средневековых катаров были дуализм, отрицание Священного Предания и церковной иерархии. Третий Латеранский собор (1179 г.) осудил верования катаров как еретические. Борьба с катарами стала поводом для Крестовых походов против альбигойцев и так называемых альбигойских войн в Южной Франции в 1208–1229 гг. В латинских источниках термин «катары» исследователи встречают со второй половины XII в. Самое раннее упоминание – в полемическом сочинении аббата Экберта из Шёнау «Против катаров» («Contra catharos», 1163 г.). Автор описывает неортодоксальные религиозные движения, которые, по его словам, были широко распространены в Кёльнском архиепископстве. Еретики называли себя катарами (catharos), т.е. «чистыми», поскольку считались последователями одного из манихейских течений IV в. (см. Манихейство) – катаристов (catharistae), т.е. «очищающих (души)». Впоследствии эта гипотеза происхождения слова «катары» часто встречалась в средневековых полемических сочинениях и в хрониках. В «Декрете Грациана» утверждалось, что еретики таким образом подчёркивали своё превосходство над другими христианами, «заявляя о себе как о наиболее чистых». Существовали и другие этимологии. Алан Лилльский, автор трактата «О католической вере против еретиков» («De fide catholica contra haereticos», около 1200 г.), производил название «катары» от слова «catha», по его мнению, оно переводится как «течение», поскольку еретики «утопают в пороке», или от «cattus» (лат. – «кот»), потому что вероотступники связаны с дьяволом и «целуют зад коту, в образе которого, как они говорят, является им Люцифер». Как синоним слова «катары» часто употреблялось название «альбигойцы». В заглавии четвёртого канона Турского собора 1163 г. так именуются члены неортодоксальных общин, распространённых в епископстве Альби. Позднее в источниках, а затем и в исследовательской литературе под альбигойцами понимали катаров, живших в Южной Франции. В источниках середины – второй половины XII в. встречаются и другие названия неортодоксальных религиозных движений, которые авторы текстов ставили в один ряд с катарами. Экберт из Шёнау утверждал, что речь идёт об одном и том же сообществе верующих, известном под различными именами: «В нашей Германии они называются катарами, во Фландрии – пифлами, в Галлии, за их занятия ткачеством, – тесерантами (ткачами)». В 1157 г. учение пифлов обсуждалось на Соборе в Реймсе. Пифлов объявили «сектой манихеев», а приписываемые им учения – еретическими. Третий Латеранский собор в 1179 г. осудил некатолические религиозные верования и подчеркнул единство «еретиков, которых одни называют катарами, другие – патаренами, третьи – публиканами, четвёртые – прочими именами». В 1184 г. похожая формула была использована в булле «Ad abolendam» папы Луция III. Религиозная идентификация неортодоксальных течений XII–XIV вв. осложняется для исследователей тем, что некоторые авторы полемических сочинений этого периода не давали точных наименований религиозным группам, обобщённо называя их представителей еретиками.

 



 
PR-CY.ru