КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ И ГОРОДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 10

В начале 1767 г. первыми в восточном Подолье перешли в православие униатские священники с приходами Андрей Геванович (село Краснопелка Уманского деканата) и Роман Слуцкий (село Танское Уманского деканата). Случаи перехода в православие участились после вступления в Польшу русских войск в мае 1767 г. Движение униатов за воссоединение с православием на востоке Подолья стало массовым после Колиивщины (восстание украинского крестьянского казацкого населения на Правобережной Украине в мае-июле 1768 г. против крепостнического, религиозного и национального гнёта польских властей, жестоко подавленное Речью Посполитой при поддержке России). В восстании приняли участие десятки тысяч жителей Подолья и южной Киевщины. В ходе Колиивщины были разгромлены все восемь униатских монастырей Киевщины и Брацлавщины. Уманский монастырь был сожжён, а остальные семь (Маньковецкий, Лысянский, Ржищевский, Корсунский, Трёхтемировский, Богуславский, Каневский) вернулись в православие (Каневский, Маньковецкий и Лысянский в 1769 г. вновь стали униатскими). Участники Колиивщины убивали не только униатских священников, но и православных клириков, которые недавно перешли из унии и раньше зарекомендовали себя ревнителями униатства. Жертвами восставших стали православные священники Иван Коломацкий из села Верещаки Корсунского уезда и Фёдор Гдышицкий из местечка Млиев. В июле и августе 1768 г. епископ Гервасий назначил на Брацлавщину и Киевщину «духовных правителей», в основном, священников. Из клириков Подолья одним из первых 14 июля 1768 г. назначение на должность «духовного правителя» Животовско-Конельской протопопии получил священник Симеон Маценко-Переровский из местечка Конела Брацлавского воеводства. Одновременно с ним (первыми в южном Подолье) в июле 1768 г. перешли из унии в православие три священника: Стефан Саббатовский из села Грузского Балтского повета, Иоанн Корубайский из села Красненького того же повета, Константин Гипецкий из села Дзыговка Ямпольского повета. На Брацлавщину «духовными правителями» были также назначены священник Иаков Усаневич из Умани, священник Стефан Левицкий из Тального, священник Симеон Кондрацкий из Лысянки. «Духовные правители», заменённые в 1770 г. протопопами, принимали от униатских священников прошения о присоединении к православной церкви, передавали их епископу, от которого получали «усыновительные грамоты на приход» для духовенства. За второе полугодие 1768 г. в православие перешли не меньше 105 приходов восточного Подолья: 97 приходов Уманского округа («губернии») и восемь приходов Конельской «губернии». Среди присоединившихся к православию в 1768 г. были униатские деканы: кальницкий декан Григорий Линевич из села Тележинцы, погребищенский декан Афанасий Лесенский из села Ризино и паволочский декан Михаил Гуранда, которые стали протопопами. В сентябре 1768 г. епископ Гервасий и игумен Мелхиседек были обвинены в содействии восстанию гайдамаков, указом Синода от 14 октября 1768 г. епископ был переселён из Переяслава в Киев, игумен Мелхиседек переведён из Мотронинского в Переяславский монастырь.

 



 
PR-CY.ru