КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ И ГОРОДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 9

Это событие привело к возмущению прихожан, изгнанию из села униатского священника и возвращению прихода в православие. Несмотря на активность униатов, в Подолье оставались православные приходы. 17 августа 1730 г., когда в Брацлавском воеводстве находились русские войска, православный Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) выдал антиминс для православного прихода в селе Штылевка Брацлавского повета, близ Немирова. После долгого сопротивления к начале 1730 гг. перешёл к василианам православный Грановский Преображенский монастырь (близ современного села Гранов Винницкой области), не позднее середины 1730 гг. стал униатским немировский Николаевский монастырь (в 1743 г. впервые упоминается как василианский). Униатский митрополит Афанасий Шептицкий боролся против православных священнослужителей, приезжавших в Подолье с молдавских земель. В письме подольским шляхтичам от 26 мая 1732 г. он сообщал о многих «волошских духовных» в Брацлавском и Подольском воеводствах, которые, будучи православными, выдают себя за униатов или открыто провозглашают себя православными. Афанасий Шептицкий требовал высылать таких клириков из Подолья. Поддерживая его, сеймик шляхты Брацлавского воеводства в 1732 г. запретил землевладельцам Подолья принимать в имениях странствующих православных священнослужителей. Часть «волошских» монахов селилась в единственном действовавшем в конце 1730 гг. православном монастыре Подолья – бершадском Преображенском, насельников которого в 1737 г., после смерти игумена Венедикта (Дашкевича), польские власти разогнали, в 1744 г. монастырь был окончательно закрыт униатским официалом Билинским. Конгрегации, созванные во всех униатских деканатах Подолья в 1736 г., оповестили клириков о недопустимости покупать церковные книги за границей и привозить их в Подолье. В условиях нормализации отношений России и Речи Посполитой православный Переяславский епископ Гервасий (Линцевский), викарий Киевского митрополита, 26 августа 1761 г. назначил Мельхиседека (Значко-Яворского), настоятеля Матронинского (Мотронинского) во имя Святой Троицы монастыря, управляющим православными церквами «Украйны и Брацлавщины» («правителем духовных дел польской Украйны»). В 1761–1765 гг. игумен Мелхиседек предпринимал путешествия по южной Киевщине, которые имели резонанс в Подолье. При его участии в 1761 г. в православие вернулись 22 униатских прихода Чигиринского староства со священниками, в 1762–1763 гг. движение за воссоединение охватило униатские приходы Смелянского и Жаботинского деканатов, несмотря на противодействие польских властей, в 1764 г. в православие вернулись общины в сёлах Телепин и Адамовка Чигиринского повета, всего же в 1764 г. к православной церкви присоединились семь униатских священников южной Киевщины. В феврале 1766 г. игумен Мелхиседек распространял слух о том, что на сейме в Варшаве он выхлопотал новые «свободы и вольности» для православных (хотя фактически он получил в Варшаве грамоту, подтверждавшую прежние, существенно урезанные права православных). В результате в 1766–1767 гг. имели место первые попытки перехода в православие униатских приходов Брацлавщины: из Николаевской церкви в Старом городе (предместье Винницы) прихожане удалили униатского священника Крубовича.

 



 
PR-CY.ru