КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ И ГОРОДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 11

После перемещения клириков движение за возвращение униатов в православие на Брацлавщине пошло на спад. Преемники Гервасия на Переяславской кафедре епископы Иов (Базилевич; 1770–1776 гг.) и Иларион (Кондратковский; 1776–1785 гг.) прилагали усилия к воссоединению униатов с православной церковью. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский (благочинный Аннопольского и Животовского округов) и Михаил Гуранда (благочинный Фастовского округа) посетили Санкт-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. Приняв их, императрица Екатерина II 7 ноября 1771 г. издала рескрипт генерал-губернатору Малороссии Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому о покровительстве православным Подолья. Синодальным указом от 15 января 1772 г. епископу Иову было предписано ведать «находящимися в Польше греческого звания исповедниками в Киевском и Брацлавском воеводствах». Весной 1772 г. протопопы Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда направились в Яссы к находившемуся там Румянцеву-Задунайскому, чтобы ознакомить его с рескриптом императрицы. На обратном пути в Балте Михаил Гуранда был замучен поляками, закопавшими священника живым в землю. В марте 1772 г. всем русским военным командам, которые находились в Подолье, было дано распоряжение защищать православные приходы от посягательств со стороны униатов и римо-католиков. В 1772 г. епископ Иов (Базилевич) направил населению Брацлавщины увещевание, в котором призывал их «заявлять себя православными». В 1772–1773 гг. в православие перешли униатский официал Брацлавского округа Заблоцкий, некоторые приходы и священники девяти униатских деканатов: Брацлавского, Браиловского, Бердичевского, Грановского, Животовского, Комаргородского, Немировского, Уманского, Чечельницкого. В 1774 г. некоторые униатские священники, жившие в наиболее полонизированных местностях Подолья, из-за давления со стороны местных польских шляхтичей переселились в православные протопопии (например, священник Гавриил Стрельбицкий из города Хмельника, священник Иаков Метельский из села Черемошного (ныне Тывровского района Винницкой области) и др.). К тому времени в Брацлавском воеводстве было шесть православных протопопий: Винницкая, Аннопольская, Кальницкая, Краснянская, Погребищенская и Рашковская (исследователи полагают, что эти протопопии существовали и в конце 1760 гг.). В 1772 г. произошёл первый раздел Польши, Подолье сохранилось в составе Речи Посполитой. После ратификации польским сеймом в сентябре 1773 г. договора о разделе страны переход униатов в православие в Речи Посполитой был запрещён, многие приходы Подолья, вернувшиеся в 1772–1773 гг. в православие, снова стали униатскими. Этому немало поспособствовал папский нунций в Польше Джуземме Гарампи. В декабре 1773 г. на Брацлавщину прибыл посланный нунцием с согласия епископа Льва Шептицкого униатский епископ Максимилиан Рыло, имевший титул апостольского визитатора униатских приходов Киевского и Брацлавского воеводств. При помощи польских казаков в декабре 1773 г. – феврале 1774 г. он захватывал православные храмы в Брацлавской, Уманской и Браиловской протопопиях, был арестован генералом С.Е. Ширковым и выдворен из региона. Население оказывало сопротивление униатам, в городе Бершадь в 1773 г. по благословению епископа Иова (Базилевича) был восстановлен православный монастырь, закрытый не позднее 1744 г. униатами (монастырь в 1774 г. был разорён польскими шляхтичами, в 1786 г. восстановлен, в 1789 г. вновь разорён, в 1794 г. вторично начал восстанавливаться).

 



 
PR-CY.ru