КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ И ГОРОДОКСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 8

Часть униатских приходов Брацлавщины вошла в Каменецкий официалат (обозначавшийся в 1735–1741 гг. как «Каменецкая епархия»); в период конфликтов между Львовским епископом и Киевским митрополитом в Каменецкий официалат входили Рашковская, Красненская и другие протопопии. В 1750–1760 гг. за контроль над униатскими приходами Брацлавщины велась борьба между Львовским епископом Львом Шептицким, который поддерживал пророссийскую Радомскую конфедерацию, и Киевским митрополитом Фелицианом Филиппом Володковичем – сторонником Барской конфедерации. Конфликт закончился победой Льва Шептицкого: в 1762 г. папа утвердил его коадъютором Володковича. В 1764 г. приходы восточной Брацлавщины были переданы во временное управление Холмскому епскопу Максимилиану Рыло. В 1769 г. Володкович бежал в Пруссию, в сентябре 1773 г. большая часть униатских приходов и церковных владений Брацлавщины официально перешла в ведение Львовского епископа, ему же подчинились униатские протопопии Киевщины, граничившие с Брацлавщиной: Корсунская, Смелянская, Тетиевская и др. В 1765 г. в городе Умань, на границе Брацлавщины и Киевщины, был основан униатский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, который стал крупным центром пропаганды унии. При Шаргородском, Барском, Винницком и Уманском униатских монастырях действовали школы. При поддержке польских магнатов открывались униатские монастыри: Галайковский (в селе Галайковцы, упоминается в 1741 г.), Черноостровский (в селе Чёрный Остров, упоминается в 1770 г.), Паволочский (в местечке Паволочь, упоминается в 1770 г.), Ляховецкий (ныне Белогорье Хмельницкой области, упоминается в 1770 г.). Однако эти обители просуществовали недолго. Многие униатские обители занимались виноторговлей: василианский Свято-Троицкий мужской монастырь близ местечка Сатанов (ныне Хмельницкой области) в 1760 гг. производил и продавал водку, «бровар», пивоварню имел василианский Головчинский в честь Преображения Господня монастырь (в современном селе Головчинцы Хмельницкой области). Для искоренения следов православия на востоке Брацлавщине униаты применяли следующую тактику: вскоре после перевода православного прихода в унию приходскую церковь под предлогом ветхости разбирали и строили на новом месте храм в униатском стиле, нередко из старого материала. Особенно часто такие случаи имели место в 1740–1760 гг. в Уманской, Животовской, Кальницкой протопопиях. Как правило, инициатором выступал униатский Киевский митрополит или Львовский епископ, процесс возведения униатского храма курировал местный помещик-католик. В начале XVIII в. такие случаи были единичными (например, в местечке Оратов униаты отстроили на новом месте захваченную ими Успенскую церковь). В 1740 г. униаты захватили Никольский собор в городе Животове, который сразу же перестроили в католическом стиле. В 1743 г. аналогичная участь постигла православный Петропавловский храм в местечке Конела, в 1746 г. – Михайловскую церковь в местечке Маньковка, в 1748 г. – Иоанно-Богословскую церковь в местечке Соколовка и Воскресенскую церковь в местечке Балабановка, в 1752 г. – Троицкий храм в городе Тальное. Последний случай, когда по распоряжению униатского священника был снесён православный храм и на новом месте построен униатский, имел место в 1767 г. в селе Кривые Колена Уманского деканата.

 



 
PR-CY.ru