КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 9

В июне 401 г. в Карфагене собрались епископы провинции Проконсульская Африка. Указывая на крайний недостаток духовенства, Аврелий предложил направить послов к Римскому епископу Анастасию I и к Медиоланскому епископу Венерию, чтобы добиться положительного решения вопроса о возможности принятия в клир бывших донатистов, крещённых в младенчестве, и их сыновей (участники Собора утвердили составленное Аврелием послание к Анастасию и Венерию). Кроме того, посланникам следовало просить императора Гонория об уничтожении сохранившихся в Африке языческих храмов, о запрещении вызывать клириков в светский суд для дачи свидетельских показаний, о запрещении устраивать языческие обрядовые трапезы, театральные представления (в воскресные и праздничные дни), о невозможности для христиан быть актёрами и проч. Положительный ответ епископа Анастасия, который призывал епископов Африки твёрдо противостоять донатистам, был зачитан на поместном Соборе, который открылся 13 сентября 401 г. в Карфагене, в секретарии «возвращённой базилики». В целях усиления борьбы с донатизмом были приняты решения о побуждении схизматиков к возвращению в церковь, о направлении к ним посланников для переговоров, о принятии бывших донатистских клириков в сущем сане. Было также решено просить светских судей извещать православных епископов о судебных разбирательствах между соперничающими группами донатистов. В целях укрепления дисциплины были подтверждены предписания ранних Карфагенских соборов о воздержании женатых епископов, священников и диаконов от сожительства с жёнами и другие запреты. Участники Собора указали на недопустимость возводить памятные сооружения в честь мучеников (memoriae martyrum) в тех местах, где нет могил или реликвий мучеников. Было решено просить императора искоренить остатки язычества в Африке и назначить по представлению епископов дефенсоров (попечителей о бедных и о храмовом имуществе) к каждой церкви. В особом постановлении оговаривалось, что епископ Карфагена объявляет день празднования Пасхи на поместном Соборе не позднее 23 августа. Были упорядочены правила представительства африканских православных провинций на Соборе: примас разделял провинцию на два или три округа (turmae), в каждом избирались делегаты на Собор. Избранные представители, не явившиеся на Собор, отлучались от церковного общения до предоставления объяснений. Соборные послания составлял и подписывал от имени всех участников епископ Карфагена. В «Испанском собрании» Собор 401 г. именуется пятым Карфагенским собором. Следующий поместный Собор состоялся 27 августа 402 г. в городе Милев (провинция Нумидия; ныне Мила, Алжир), его участники подтвердили постановления, принятые на Гиппонском соборе и на Соборе в Карфагене 401 г. Важнейшие решения Собора относились к порядку определения старшинства епископов. Во избежание споров было решено выдавать вновь рукоположенным епископам свидетельства с указанием даты рукоположения. Постановление о том, что церковные архивы Нумидии должны храниться не только у примаса, но и в столице провинции, городе Константине, скорее всего, как полагают исследователи, было связано с конфликтом вокруг избрания примаса.

 



 
PR-CY.ru