КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 2

Следующий после 427 г. поместный Собор состоялся лишь в 525 г. с разрешения короля Хильдерика (523–530 гг.). Исследователям известно также о Соборах, которые в IV в. проводили донатисты. На Карфагенских соборах рассматривался широкий круг вопросов, но в разное время определённые проблемы приобретали особую значимость. Так, на Соборах III в. Рассматривались, главным образом, вопросы, связанные с определением границ церкви: о крещении еретиков, о принятии падших и проч.; в IV в. основной темой оставалась борьба с донатизмом, получившим в Африке широкое распространение. В конце IV в. и в начале V в. на Соборах принимались решения по вопросам вероучительного (борьба со сторонниками пелагианства), литургического и церковно-правового характера. Первый Собор, о котором сохранились сведения, был созван, скорее всего, как полагают исследователи, в 220х гг. Карфагенским епископом Агриппином. Упоминания о Соборе содержатся в сочинениях священномученика Киприана Карфагенского и Августина Блаженного. В Соборе участвовали епископы из Проконсульской Африки и Нумидии, которые признали недействительным крещение, совершаемое еретиками. Исследователи полагают, что к этому Собору относятся решения, запрещавшие клирикам становиться попечителями и опекунами. Между 236 и 248 гг., при Карфагенском епископе Донате, состоялся Собор африканских православных епископов (место проведения исследователям неизвестно). Присутствовавшие на Соборе 90 епископов отлучили Привата, епископа Ламбезиса, как еретика. Решение Собора было обнародовано в посланиях Римского епископа Фабиана и епископа Доната. Впоследствии поданная Приватом апелляция была отвергнута священномучеником Киприаном и участниками Собора 252 г. Исследователям известно о семи Соборах, проведённых под председательством Киприана Карфагенского. Первый из них состоялся после Пасхи 251 г. На Соборе было оглашено послание Римского епископа Корнелия, в котором сообщалось о его избрании на кафедру. Поскольку избрание Корнелия сопровождалось разногласиями среди римских христиан, которые привели к новацианской схизме (см. ст. Новациан), участники Собора постановили направить в Рим епископов Кальдония и Фортуната для получения точных сведений об этих событиях. После этого священномученик Киприан и другие африканские православные епископы признали избрание Корнелия законным. Исследователи полагают, что основным предметом рассмотрения были вопросы, связанные с гонением на христиан при императоре Деции (249–251 гг.). Во время гонения некоторые христиане отреклись от веры или уклонились от исповедания Христа, а после прекращения гонения пожелали вернуться в церковь. В связи с этим перед епископами встала проблема приёма в общение падших (lapsi). Тех христиан, которые с помощью обмана или подкупа властей получили удостоверения о том, что они совершили жертвоприношение (libellatici), было решено принять в лоно церкви после длительного покаяния, при этом клирики считались утратившими сан. Тех, кто принесли жертву (sacrificati) или воскурили благовония (thurificati), можно было принять в общение лишь на смертном одре, и только в том случае, если они совершали покаяние.

 



 
PR-CY.ru