КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 24

Правило анафематствует сторонников данного учения, «ибо о плодах заповедей не рек Господь: “без мене неудобно можете творите”, но рек: “без мене не можете творите ничесоже” (Ин. 15:5)». В правилах 114 – 116(128 – 130) осуждается пелагианское понимание двух стихов Священного Писания: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8) и «...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). В первом случае пелагиане полагали, что апостол призывает христиан только по смиренномудрию всегда считать себя грешными, тогда как в действительности они могут и должны пребывать в состоянии непорочности. Также и в Молитве Господней, по мнению пелагиан, прошение об оставлении грехов возносится не о верных последователях Христа, которые не имеют греха, но о заблуждающихся, и по этой причине в молитве говорится о долгах «наших», а не своих собственных. Отцы Собора указывают на то, что учение пелагиан очевидным образом не согласуется со Священным Писанием, это вынуждает их идти на перетолкование даже самых известных текстов Писания. Догматическое значение имеет и правило 24(33), где перечислены канонические книги Священного Писания. Это правило изначально было принято на Гиппонском соборе 393 г. Во время становления канона Священного Писания, в IV–V вв., существовали различные варианты канона библейских книг. В данном списке присутствуют две книги Премудрости, которые подразумеваются в числе «пяти книг Соломона», а также Книги Товита и Иудифи. Две Маккавейские книги, упомянутые в латинском тексте, отсутствуют в греческом (о формировании канона см. ст. Канон библейский). Систематизировавший карфагенские правила Собор 419 г. сделал приписку к правилу 24(33) с предложением Римскому епископу Бонифацию (418–422 гг.) и «прочим епископам тех стран» подтвердить этот канон, поскольку «мы прияли от отцов» этот перечень книг, читаемых в церкви. Карфагенский собор 390 г. дал в правиле 1 тринитарную формулу: «Единство Троицы, т.е. Отца и Сына и Святого Духа, познаётся не имеющим никакого различия». Правило 48(59), восходящее к Карфагенскому собору 397 г. и ссылающееся на Капуанский собор 391 г., гласит: «...Не позволительно быти перекрещиванию или перепоставлению (т.е. повторной хиротонии), или прехождению епископов на иной престол». Это выглядит полным отказом от позиции Киприана Карфагенского в его споре со Стефаном Римским. Киприан учил, что «extra ecclesiam nulla salus», т.е. за видимыми каноническими границами православной церкви нет спасительной благодати, тогда как его римский оппонент утверждал, что приходящего от «какой бы то ни было ереси» нужно принимать руковозложением. Высказывание Стефана известно исследователям только в передаче Киприана и может быть шаржировано по принципу диаметральной противоположности. Однако контекст двух названных западных Соборов конца IV в. гораздо более узкий – антиохийская схизма, имевшая не доктринальные, но чисто канонические причины и к тому же находившаяся во время этих Соборов в стадии окончательного уврачевания. Выраженному в приведённых словах правила 48(59) принципу вполне отвечают и относящиеся к донатистам правила 57(68) и 68(79), мотивированные стремлением «не поставлять никаких преград» возвращению раскольников в церковь. Оба правила восходят к Карфагенскому собору 401 г.



 
PR-CY.ru