КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 8

Некоторые литургические постановления, находящиеся в бревиарии (о чтении Мученичеств святых в дни их памяти, о запрещении устраивать в храмах пиршества (conuiuia), причащать катехуменов в день Пасхи до принятия ими крещения, крестить и причащать умерших, совершать литургию без предварительного поста, кроме Страстного четверга), содержат важные сведения о богослужебных обычаях, существовавших в римской Африке в IV в. Новые молитвы священники могли использовать только после консультации с опытными собратьями (cum instructioribus fratribus), особое внимание обращалось на недопустимость смешения в текстах молитв Лиц Святой Троицы (молитвы, которые произносились у алтаря, могли быть обращены только к Отцу). Несколько расширялись полномочия пресвитеров, которые с позволения епископа могли освящать хризму, совершать обряд посвящения дев и в исключительных случаях разрешать кающихся. В заключение бревиария помещены два важных постановления, окончательное принятие которых зависело от мнения Римского епископа (priusquam inde transmarina ecclesia consulatur), – об установлении перечня канонических книг Священного Писания и об изменении практики принятия донатистского духовенства. В соответствии с решениями прежних Соборов клирики-донатисты не могли быть приняты в православную церковь в сущем сане, но из-за недостатка духовенства это правило было смягчено для тех, кто происходили из семей донатистов, т.е., не принимали повторного крещения, а также для клириков, которые переходили в православную церковь вместе с паствой (cum suis plebibus). После того как епископы Бизацены покинули Карфаген, в город прибыли епископы из Проконсульской Африки, Нумидии и Мавритании, которые приняли участие в соборном заседании 28 августа 397 г. в секретарии «возвращённой базилики». Собравшиеся епископы утвердили «Гиппонский бревиарий», а также приняли ряд постановлений: о запрещении повторного крещения и повторного рукоположения, перемещения епископов на другие кафедры. Для епископского рукоположения требовалось присутствие трёх епископов, но в случае, если рукоположение может вызвать разногласия, рекомендовалось привлекать большее число епископов. Несколько постановлений были направлены на разрешение конфликтов, которые могли возникнуть между епископами. Было подтверждено право епископа Карфагенского извещать других епископов Африки о дате празднования Пасхи. Кроме того, примасу Африки было присвоено право рукополагать епископов и клириков в других областях диоцеза. В «Испанском собрании» Собор 397 г. значится как третий Карфагенский собор. Вопреки постановлению о ежегодном проведении поместных Соборов, зафиксированному в «Гиппонском бревиарии», в 398 г. Собор не был созван из-за мятежа Гильдона (в «Испанское собрание» включён галльский канонический свод «Древние установления Церкви» («Statuta ecclesiae antiqua») как принятый четвёртым Карфагенским собором, якобы состоявшимся в 398 г.). После подавления мятежа заседания Собора открылись 27 апреля 399 г. в секретарии «возвращённой базилики». Участники Собора направили двух епископов к императору Гонорию с просьбой подтвердить принадлежавшее христианским храмам право убежища.

 



 
PR-CY.ru