КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 7

Соблюдение канонов, вошедших в «Гиппонский бревиарий», было признано обязательным для Бизацены. Бревиарий открывается латинской версией Никейского Символа веры, в него включены постановления, связанные с вопросами организации церкви в Африке, канонической дисциплины духовенства, церковного суда, богослужения и др. В нескольких постановлениях определены полномочия Карфагенского епископа: он извещал примасов провинций о дате празднования Пасхи и утверждал результаты избрания примасов. Епископы провинции Ситифская Мавритания, не имевшие собственного примаса, получили право избирать такового. Примасам запрещалось использование пышных титулов (princeps sacerdotum – первосвятитель; summus sacerdos – верховный святитель). В бревиарий включено постановление о ежегодном проведении поместного Собора, на котором должны были присутствовать по три представителя от каждой провинции, где имелся примас, кроме Триполитании, немногочисленные епископы которой могли ограничиться одним представителем. В бревиарии установлен канонический возраст для поступления в состав клира (а также принятия в чин дев) – 25 лет. Принятие в клир осуществлялось после испытания кандидата епископами и получения благоприятного отзыва от паствы. Кандидата следовало ознакомить с соборными постановлениями. Перед посвящением ставленник давал обет целомудрия (continentiam professi), хотя из упоминаний о детях духовенства следует, что клирики могли иметь семью. В доме епископа, пресвитера или диакона не могли жить лица, не принадлежавшие к православной церкви. Всем клирикам запрещалось жить в одном доме с женщинами, которые не являлись родственницами или служанками, а также посещать одиноких женщин и таверны. Епископу, пресвитеру и диакону запрещалось принимать светские обязательства, которые могли затруднить церковное служение. Клирик не мог находиться в другом городе без разрешения местного епископа. Клирикам запрещалось дарить или завещать своё имущество неправославным (qui christiani catholici non sunt), даже из числа родственников. В нескольких постановлениях утверждается ответственность клириков за своих детей, которым запрещалось устраивать или посещать светские представления, вступать в брак с язычниками, еретиками, схизматиками. Согласно бревиарию, клирики не могли обращаться в светский суд (publicis iudiciis). Низшие клирики подлежали суду своего епископа. Для рассмотрения дел с участием пресвитера епископ привлекал пятерых епископов соседних кафедр, в делах с участием диакона – двух соседних епископов. Жалоба на действия епископа подавалась примасу провинции. Если в течение месяца (в особых случаях – в течение двух месяцев) епископ не являлся для рассмотрения дела, он подлежал отлучению до прибытия на суд. Апелляция на решение примаса подавалась всеафриканскому Собору (concilium uniuersale), в случае неявки призванный епископ считался виновным. В бревиарии сделана попытка ограничить право епископа на апелляцию «за море» (trans mare), т.е. к Римскому епископу и епископам Италии. С этой целью была установлена особая процедура: с письменного согласия примаса епископ обращался к Собору, участники которого направляли особое послание «заморским епископам» (transmarinos episcopos).

 



 
PR-CY.ru