КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ - Страница 4

От Собора, который состоялся в 255 г., сохранилось послание 32 епископов Проконсульской Африки во главе с Киприаном Карфагенским к 18 епископам Нумидии (согласно Г.У. Кларку, это послание могло относиться и к Собору 254 г.). В ответ на вопрос нумидийских епископов участники Собора объявили недействительным крещение и другие таинства, совершаемые еретиками. В послании аргументировано представление о том, что еретики и схизматики не обладают благодатью, поэтому совершённые ими таинства недействительны: «Кто может дать то, чего нет у него? Разве может тот, кто лишился Святого Духа, совершать духовные дела?». В послании к епископу Квинту из Мавритании священномученик Киприан сообщил о решении, принятом на Соборе епископами и пресвитерами, и подробно объяснил его. Сведения о Соборе, который проходил в мае или июне 256 г. с участием 71 епископа из Проконсульской Африки и Нумидии, содержатся в соборном послании, адресованном Римскому епископу Стефану I. Участники Собора подтвердили решение о недействительности крещения, совершённого еретиками: «То, что совершают еретики, – это не крещение; у тех, кто противится Христу, ничто не может принести пользу Христовой благодатью». В соответствии с этим постановлением отцы Собора 256 г. приняли решение о невозможности принятия в сущем сане раскаявшихся еретиков и схизматиков: «Подобает, чтобы священнослужители и церковнослужители, которые служат у алтаря и приносят жертву, были людьми безупречными и непорочными». В заключение авторы послания упоминали о том, что некоторые епископы (в том числе священномученик Стефан) выразили несогласие с этими решениями, хотя и не прервали церковное общение с африканскими православными епископами. Во избежание конфликтов участники Собора заявили, что не считают своё постановление обязательным, и не будут настаивать на согласии всех епископов (Qua in re nec nos vim cuiquam facimus aut legem damus). К посланию, направленному Стефану, были приложены копии посланий участников Собора 255 г. к епископам Нумидии и Киприана к епископу Квинту. Дополнительные сведения о Соборе, который состоялся в 256 г., приведены в послании Киприана Карфагенского к епископу Юбаяну, в котором содержится подробное обоснование соборных постановлений и рассмотрение их применительно к новацианам, маркионитам и др. Решения Соборов 255 и 256 гг. вызвали недовольство священномученика Стефана, который настаивал на их пересмотре под угрозой отлучения африканских православных епископов. Поэтому Киприан назначил на 1 сентября 256 г. открытие заседаний нового Собора, в котором приняли участие 87 епископов из Проконсульской Африки, Нумидии и Мавритании, а также большое число пресвитеров и диаконов. Акты Собора сохранились, они показывают, что процедура соборных заседаний при Киприане соответствовала обычной процедуре, применявшейся в римском сенате, провинциальных и муниципальных советах и других коллегиальных органах управления, а также в общественных коллегиях: председатель зачитывал повестку дня (relatio) и приглашал присутствующих по списку высказать мнения и проголосовать (censere sententiae). После принятия решения составлялся протокол.

 



 
PR-CY.ru