КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ

КАРФАГЕНСКИЕ СОБОРЫ – поместные Соборы Африканской православной церкви, которые созывались в III–VI вв., важнейший коллегиальный институт церковного управления в латинской Африке. Из всех регионов западной части Римской империи христианство получило наибольшее распространение в Северной Африке. В 256 г. в Африке насчитывалось не меньше сотни епископских кафедр, в начале IV в. – не меньше 200, в 411 г. – около 470 (не считая 460 донатистских кафедр). Огромное количество епископств в Африке исследователи объясняются высокой степенью урбанизации региона. Епископские кафедры основывались даже в небольших городах и селениях, во многих случаях учреждение небольших кафедр происходило в ходе конфликтов между православным духовенством и донатистами (см. ст. Донатизм). Наличие большого количества епископств повлияло на формы церковной организации, которые развивались на основе светского административного деления. В IV–V вв., после административной реформы императора Диоклетиана, в диоцез Африка со столицей в Карфагене входили шесть провинций: Проконсульская Африка (Зевгитана), Бизацена, Триполитания, Нумидия (на рубеже III и IV вв. делилась на две провинции с центрами в Цирте и Ламбезисе), Цезарейская и Ситифская Мавритании. В каждой провинции созывались местные Соборы, работой которых руководил примас (primae sedis episcopus), обычно старейший по рукоположению епископ. Епископ Карфагена считался примасом всей Африки, под его руководством проходили Соборы епископов Африки, которые обычно собирались в Карфагене. Таким образом, управление православной церковью в Африке было основано на взаимодействии Соборов и примасов как на провинциальном, так и на общеафриканском уровне. По мнению исследователей, Соборы в римской Африке стали созываться не раньше 210 или 211 г., т.к. Тертуллиан в сочинении «О посте» упоминает о практике проведения Соборов как свойственной епископам Востока, но не Африки. Отрывочные сведения о Соборах первой половины III в. содержатся в сочинениях позднейших авторов (Милевского епископа Оптата, Гиппонского епископа Августина Блаженного), о Соборах середины III в. Исследователям известно из посланий Карфагенского епископа Киприана. Датировка многих посланий священномученика Киприана и упомянутых в них событий остаётся спорной, поэтому хронологию африканских православных Соборов середины III в. Исследователи считают в известной мере условной. О Соборах, которые проходили в Африке с середины III в. по середину IV в., сведений почти нет. Отчасти исследователи это объясняют тяжёлым положением церкви в эпоху донатистской схизмы. Самые полные сведения исследователи относят к ряду поместных (в масштабе диоцеза) и провинциальных Соборов, которые состоялись при Карфагенском епископе Аврелии (391/392 – 430 гг.), по инициативе которого было принято решение о ежегодном проведении поместных Соборов. После вынесенного в 407 г. постановления созывать Соборы лишь при необходимости поместные Соборы проводились нерегулярно. Завоевание Африки вандалами (429–439 гг.), которые начали гонение на православную церковь, привело к прекращению практики проведения Соборов.

 



 
PR-CY.ru