КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 30

К признакам социальной и симфонической личности он относил общность «качествования», которая могла иметь чувственный, познавательный, этический или правовой характер. Особенностью этого «качествования», по Л.П. Карсавину, является то, что, несмотря на многообразие индивидуумов, составляющих социальную или симфоническую личность, – оно одно и (независимо от того, правильно оно или ошибочно) выражает ведущую тенденцию исторического развития. Л.П. Карсавин писал: «Если более или менее значительная группа людей «охвачена» «одним» чувством, познаёт один и тот же предмет, утверждает «одну» этическую или правовую норму, перед нами – симфоническое и социальное качествование». Это «качествование» оформляется, по мнению Л.П. Карсавина, в виде относительно самостоятельных горизонтальных слоёв реальности, иерархически устроенных и подчинённых по вертикали высшим симфоническим личностям. Таким образом, Л.П. Карсавин пытался описать «место» и положение отдельного человека (индивидуальной личности) в мире, определённом научными и донаучными представлениями, нравственными ценностями, социальными структурами и религиозными воззрениями. Весь этот мир, рассматриваемый как многообразие разного уровня и разной сложности «симфонических личностей», связанных между собой и подчинённых друг другу, по мнению Л.П. Карсавина, движется в своём развитии «как если бы тварь чрез отъединение от Бога и саморазъединение ниспадала от первозданной своей полноты к границе небытия, но, не достигнув её, чрез самовоссоединение и воссоединение с Богом возвращалась назад». В прохождении мира через смерть, аналогичную крестной смерти Богочеловека, Л.П. Карсавин видел залог будущего возрождения человечества, преодоления зла как греха и возвращения твари к Богу, воссоединения с Ним, и тем самым усматривал в истории тот принцип единства, разъединения и воссоединения, который считал основополагающим в своём «метафизическом» толковании Пресвятой Троицы. Понимая свою концепцию всеединства как учение об «истинном и совершенном двуединстве Бога и человека» – Богочеловечестве, Л.П. Карсавин писал «Единая Божья Ипостась есть 1) Божество, всё Божество, и только Божество, 2) всё человечество, и только человечество, 3) Божество и человечество в их самоотдаче, согласовании и сосуществовании»; 4) умирание, небытие и воскресение Бога, 5) возникновение, умирание, небытие и воскресение человечества, 6) полнота и непостижимое единство всего этого как неизменность и покой своего движения». Книга «О личности» была завершением формировавшейся на протяжении длительного времени теоретической системы Л.П. Карсавина, включающей метафизику всеединства и Божественной Личности (учения о Троице, мире и человеке), экклезиологию (учение о церкви как Софии и «Личности»); религиозную философию, связанную с теоретическим учением о человеке, индивидуальной и симфонических личностях в их нисходящих и восходящих порядках; рационалистическое учение о бытии и познании, опирающееся на поверхностно воспринятые принципы феноменализма и интуитивизма, мистическую и гностическую диалектику; практическую философию – учение о нравственности, государстве, истории человечества и культуре. Система Л.П. Карсавина, вобравшая в себя разнородные элементы из христианского богословия и философских учений, начиная от Плотина и гностиков до современности, по мнению исследователей, стала предметом критических оценок в работах священника Павла Флоренского, Н.А. Бердяева, протоиерея Георгия Флоровского, Николая Онуфриевича Лосского, Фёдора Августовича Степуна и др.



 
PR-CY.ru