КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 22

Л.П. Карсавин подчёркивал личностный характер культуры, составляющий основную идею данной культуры; разделяя воззрения О. Шпенглера о гибели культуры, он вместе с тем не считал, что между культурами нет никакой преемственности, и указывал на существующие различия между пониманием культуры из неё самой и её восприятием в другой культуре. Л.П. Карсавин полагал, что субъектом культуры является человечество, и рассматривал «культуру человечества» в качестве общего идеала – некого аналога абсолютной и всеединой истины; утверждал, что каждая из исторических культур пытается по мере заключённых в ней возможностей осуществить этот идеал. По его мнению, каждая культура в своём развитии стремится к расширению и экспансии, к завоеванию других культур и господству над ними. Писал о возможности перерождения культуры, причиной которого могли быть внедрение в культуру чуждых начал или демографические изменения в первоначальном этносе, составляющем основу данной культуры. Вместе с тем был убеждён, что «не этнологический акт определяет личность народа, а личность народа при достаточно напряжённой жизни выражается и в создании этнологического типа». Л.П. Карсавин полагал, что в основу классификации культур могут быть положены разные принципы, из которых главным является религиозный критерий, но отнюдь не этнический или государственный. Отмечая, что религиозная культура «индивидуализируется в культурах», он специально не рассматривал, каким образом возможно объединение культур, классифицируемых по разным основаниям. Перечисляя ряд исторических культур (египетскую, еврейскую, античную, индийскую, европейскую, русскую), Л.П. Карсавин разделял их, не включая в европейскую культуру античную и русскую культуры. В европейской культуре он выделял четыре этапа – Средние века, Возрождение, Новое и Новейшее время, считал, что европейская культура переживает период старости и гибели. Основную, но не единственную причину гибели культур он усматривал в утрате ею единства. Называя отношение между Абсолютным и относительным (или тварью) «основной религиозной апорией», Л.П. Карсавин полагал, что только на её основе в общих чертах можно классифицировать религиозные культуры, и разделял их на пантеистические в Индии и Передней Азии и дуалистическую в Иране; теистические в Китае, политеизм в Древней Греции, монотеизм в иудаизме и исламе; в качестве особого типа выделял христианскую религию. Л.П. Карсавин считал, что «учение о внутренней природе божества (о триединстве, как истинно Абсолютном) отличает христианство и является основанием индивидуализаций его в культурах древне-христианской, западно-христианской и русской». Не умаляя значения и ценности других религиозных культур, он был убеждён, что именно с христианством связано высшее развитие религиозности. Это убеждение основывалось на определяющей роли христианства в истории. В характерных для себя выражениях Л.П. Карсавин писал: «История человечества не что иное, как эмпирическое становление и погибание земной Христовой Церкви (следует говорить и о смерти Церкви, раз умер Иисус Христос)». Вместе с тем он утверждал, что только православная церковь в отличие от католической и протестантской в полной мере выражает истинно-личностный характер и полноту Всеединой церкви и потому является Всеединой церковью.

 



 
PR-CY.ru