КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 26

Далее Л.П. Карсавин писал, что таким образом «уразумевается, почему Бог Отец творит духовно-телесный мир чрез Сына и почему Сын воплощается, приемля тело, как тварность и несовершенство... И уже не можем мы после этого говорить о бессмертии духа, но обязаны утверждать христианскую истину о воскресении и вечной чрез смерть в смерти Христа жизни всего человека, т.е. человека, как «олицетворённого» или «обоженного» духовно-телесного существа». Книга Л.П. Карсавина «О личности» включала, кроме «Введения», три главы, посвящённые индивидуальной личности, симфонической личности и совершенству и несовершенству личности. Определение личности Л.П. Карсавин начинал с различий между лицом как субстанциальным, «существенным», и видом как акцидентальным, привходящим; делал из этого различия вывод, что личность есть «конкретно-духовное... или телесно-духовное существо, определённое, неповторимо-своеобразное и многовидное». Взаимосвязь духовного и телесного, невозможность свести личность к духу или телу, по мнению Л.П. Карсавина, составляет суть личности. К главным характеристикам личности вообще он относил её единство (или многоединство) как соединение разъединённых пространственно-временных моментов; дух, который является «синонимом единства», бесконечен по своему существу и тождественен свободе; телесность, которая имеет начало и конец и является выражением необходимости; антиномию духовности и телесности как различие и противоречие между единством и множеством, свободой и необходимостью, покоем и движением; самосознание; всеединство или совершенное, нравственно-истинное единство, присущее высшей Личности; Ипостась Божественную (как истинную личность). Наряду с предварительными определениями личности, образующими фундамент учения о ней, Л.П. Карсавин рассматривал ряд важнейших проблем, необходимых для её понимания и требующих исследования самой личности. К ним он относил проблемы различения личности, личины и «лика», совершенной (Божественной) и несовершенной (человеческой) личности, подлинной и неподлинной (и соответственно типов бытия или существования); возможность понимания «лика» в качестве собирательного множества индивидуальностей как «симфонической личности» и толкование лика человека как образа Божия в человеке; отождествление личности с бытием, а также в соответствии с феноменалистскими установками понимание личности (человеческого существования) как самого бытия и «образа бытия», «сопринадлежности» их друг к другу; необходимость анализа «строения» личности как «строения» самого бытия, а вместе с тем благодаря установкам интуитивизма понимание инобытия как «внешнего бытия», мира; динамический характер личности (она «возникает, развивается и погибает»). Учение о бытии как тождестве личности и бытия и инобытии как мире Л.П. Карсавин объяснял из самого строения личности и писал, что личность составляют три момента: «1) я есмь бытие, 2) познаю себя в соотнесении с «инобытием»... и 3) познаю себя источником и средоточием моего познающего себя бытия». Во «Введении» в характерной для него терминологии он высказывал свою главную мысль о человеческой личности – она лишена личности без Бога и получает Личность только по причастности к Богу.

 



 
PR-CY.ru