КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 23

Тема христианской церкви обсуждалась Л.П. Карсавиным в ряде работ, написанных в 1926–1927 гг. В «Апологетическом этюде» с позиций своей религиозной философии он критиковал попытки отождествления учения Филона Александрийского о Логосе и принципа триединства Плотина с христианскими учениями о Логосе и Святой Троице. Он писал: «...Мы решительно отвергаем выведение христианства из иудейства или язычества, ибо отрицаем способность твари творить что-либо из ничего, ибо считаем Церковь Христову особою и единственною личностью, сотворённою Богом чрез Логос и чрез Иисуса же Христа причастную Божественно-Личному Бытию». Учение Л.П. Карсавина о противоположности мира, свободно возрастающего в Тело Христово, церковь, и «мира сего», руководимого дьяволом, в котором получила отражение центральная идея Августина Блаженного о «двух Градах», было изложено в его статье «Церковь, личность и государство» (1927 г.). Л.П. Карсавин отмечал, что христианство – это единственная религия личности, что церковь «свята и непорочна», ибо она – «совершенство и полнота спасённого Сыном Божиим мира, и не только спасённого, но спасаемого». Утверждая принцип единства в качестве главного и определяющего церковь, её кафоличность и соборность, Л.П. Карсавин обосновывал его спорным, по мнению исследователей, аргументом от «симфонической личности»; он считал, что «истина Церкви едина как любовная согласованность или симфония всех её индивидуальных выражений, как – в идеале и совершенном бытии – их всеединство. Эта истина не полна, пока нет всех её выражений, пока хоть одно из них остаётся только возможностью». В той же статье Л.П. Карсавин разрабатывал особое понимание церкви как «всеединой личности» и приводил исторические и метафизические обоснования. Он писал, что «если во Христе и чрез Христа всё множество спасаемых Им человеков становится Его телом и, причаствуя Его Божественной Ипостаси, делается ипостасным или личным, это множество или Церковь есть единая ипостась или личность... И потому мы называем Церковь всеединою личностью (по причастию её всеединой Ипостаси Логоса)». В «преложении в Тело Христово» индивидуальных людей и в становлении «личным по благодати» Л.П. Карсавин усматривал как факт существования множества индивидуальных личностей, так и «личностей», которые объединяют множество индивидуумов и получают наименование «соборных», или «симфонических», личностей (например, церковь, поместная церковь, культура, государство, семья и др.). Обсуждая тему личности, или ипостаси, Л.П. Карсавин руководствовался своим особым толкованием христианского богословия, которое с неизбежностью приводило к противоречиям. С одной стороны, он утверждал, что тварь безлична и безипостасна (имея в виду в том числе и индивидуальность человека), с другой, разделяя учение церкви о восприятии Ипостасью Логоса всего человека, а не его части, отмечал, что «Ипостась Логоса может быть и Ипостасью индивидуального человека Иисуса и Ипостасью Всеединого Христа, тело коего все спасённые им человеки, и – по причастию – ипостасью каждого единичного человека». При этом Л.П. Карсавин подчёркивал, что по отношению к твари он говорил «о её личности или ипостаси в смысле переносном» или «тварном причастии к Божественной Ипостаси и Личности».

 



 
PR-CY.ru