КАРСАВИН Лев Платонович - Страница 29

По убеждениям Л.П. Карсавина, поскольку жизнь любой несовершенной индивидуальной личности неразрывно связана со смертью и раскрывается через смерть, а сама смерть понимается как конец эмпирического существования, то «трагедия несовершенной личности заключается как раз в её бессмертии», т.е. в ложной смерти несовершенного существования, – в формуле жизни как «дурной бесконечности умирания». Различия между подлинной и неподлинной смертью были обусловлены различием в типах всеединства и их метафизическом статусе. Подлинной смертью, по мнению Л.П. Карсавина, умирает тело совершенной личности, поскольку оно «возникает», «действительно есть и действительно не есть», тогда как тело человека не возникает, а уже дано. «Оно – частично умирает и частично воскресает... Оно – «тело смерти» или «тело душевное»». Полагая, что всякая личность в развитии проходит различные этапы, Л.П. Карсавин утверждал, что они включают рождение, расцвет и смерть, однако несовершенная личность «не знает настоящих начала, апогея и конца». Учение Л.П. Карсавина о симфонической личности в той форме, в какой оно было изложено в книге «О личности», исследователи относят, скорее, к попыткам построения теоретической социологии (в духе О. Конта с системой и подсистемами в виде семьи, государства, религии), нежели к философии. Опираясь на своё учение об индивидуальной личности, к которому он постоянно возвращался, Л.П. Карсавин пытался построить общую теорию функционирования социальных организмов. Однако его построения, притязающие на системноструктурный анализ социальной жизни, были ограничены рядом тем: анализом пространственной субъективности, статики и динамики социальной жизни, констатацией деления личностей на «самодовлеющие и функциональные» и превращения хаоса в мир и обратно; к тому же они одновременно включали общие философские проблемы бытия и метафизическое истолкование христианской догматики. Эта эклектичность самого предмета исследования предопределила ценность отдельных идей и неудачу исследования в целом. Генезис социальной и симфонической личности у Л.П. Карсавина был связан с личностью индивидуальной (понимаемой как первоединство и носитель социального «я») и её единством с другими личностями (или «инобытными личностями»). Как и в случае отношения личности к инобытию как миру, данному не только в представлении, но и существующему вне представления, «инобытные личности» – это другие реально существующие личности. Более того, по Л.П. Карсавину, именно из социальности следует понимать индивидуальную личность, поскольку она является «свободной самоиндивидуацией» социальной личности. Обе они – социальная личность и личность симфоническая (отличаемая от социальной, как выражающая несовершенный мир) – выступали в качестве определённого единства индивидуальных личностей и определяли характер их существования в тот или иной отрезок исторического бытия. Это подчинение индивидуальной личности симфонической представляло собой необходимое следствие из концепции всеединства, которую развивал Л.П. Карсавин, и означало разложение самой идеи персонализма и переоценку значения связанных с ней тем о свободе воли и ответственности человека. Рассматривая несовершенную личность (как определённый тип «стяженного единства») с точки зрения совокупности неких предметно-содержательных «моментов», из которых один выступает на первый план, заслоняя собой другие, а тем самым и их конкретное единство, Л.П. Карсавин называл эту объективацию момента «качествованием».

 



 
PR-CY.ru