КАРНЕАД - Страница 8

Так, из двух представлений, «имеющих вид истинного», одно может быть «неясным», «смутным», «нечётким», тогда как другое, «являясь как истинное, выявляет себя в виде истинного», т.е. даёт некую точность и отчётливость относительно своего содержания. Тем самым «убеждённость» ставится в соответствие с «правдоподобием», т.е. с «явленностью», или «очевидностью». Чем более явленно, выпукло, очевидно дано нечто в представлении, тем ближе это представление к истине. В учении об очевидности, обеспечивающей ясное восприятие и «принуждающей» к согласию с представлением, Карнеад больше всего сближался со стоической концепцией «постигающего представления». Вместе с тем, не уступая стоикам, он учил, что «существует нечто очевидное (perspicuum), что отпечатлевается (impressum) как истинное в душе или уме, однако оно не может быть постигнуто (percipi) или познано (comprendi)». Таким образом, Карнеад допускал существование объективной истины, действующей в акте познания подобно некоему «интеллектуальному свету», но отрицал возможность её объективации чувствами и разумом. Выделяя второй критерий, Карнеад обращал внимание на то, что представление, для того чтобы быть более убедительным или более вероятным, должно не просто единожды показаться истинным, но многократно являться как истинное. При этом оно не должно и не может являться как истинное всегда, т.к. это было бы доказательством познаваемости объективной истины. В соответствии с рассуждением Карнеада «из-за редкого появления» ложного представления в серии правдоподобных «не следует не доверять тем (правдоподобным) представлениям, которые большей частью указывают на истину. Таким образом, если в некой серии представлений, связанных с одним объектом, большинство представлений свидетельствует о чём-то одном, а меньшинство противоречит этому, то следует ориентироваться на «статистически» более частое и в силу этого более вероятное. Интерпретация правдоподобия через концепцию статистической вероятности была воспринята от Карнеада Цицероном, наиболее часто переводившим это как «вероятное» («probabile»; ср.: «вероятное – то, что случается почти всегда»), и получила широкое распространение в последующей философии. Хотя многие исследователи справедливо отмечали, что в Античности не существовало математической теории вероятности, взгляды Карнеада на дотеоретическом уровне соответствуют современным научным и философским представлениям о вероятности. Наиболее сложным и важным исследователи считают третий критерий, который, по мнению Карнеада, сильнее всего влияет на степень убедительности (правдоподобности) представлений: претендующие на убедительность представления должны быть «проверенными», «разработанными», «разобранными», т.е. путём намеренного познавательного усилия должна быть получена требующаяся в соответствии со вторым фактором совокупность многих правдоподобных представлений, относящихся к одному объекту. Анализ описаний предлагаемого Карнеадом процесса проверки, которые приводит Секст Эмпирик, демонстрирует, что при рассмотрении этого фактора Карнеад в зачаточном виде формулировал учение о научном наблюдении и эксперименте, впоследствии разработанное в новоевропейских теориях науки.

 



 
PR-CY.ru