КАРНЕАД - Страница 4

В XX в. дважды предпринимались попытки опубликовать полный корпус отрывков из сочинений древних писателей, содержащих упоминания о Карнеаде и изложение его учения. В 1970 г. польский учёный Б. Висьневский подготовил корпус фрагментов Карнеада, сопроводив его анализом философских взглядов Карнеада. Признавая важность проделанной Б. Висьневским работы, исследователи отмечали ряд присущих ей недостатков: он часто использовал устаревшие издания источников; нередко давал излишне большие отрывки, выделение в которых взглядов Карнеада затруднительно; разбиение на отдельные фрагменты не всегда было логичным; в издании присутствовали текстовые ошибки и опечатки. Желая предложить улучшенную альтернативу изданию Б. Висьневского, немецкий филолог Г. Метте подготовил и опубликовал в журнале «Lustrum» собственную подборку фрагментов Карнеада, сопроводив её очерком жизни и обзором учения Карнеада. Фрагменты Карнеада разбиты на несколько тематических разделов и имеют общую сквозную нумерацию (всего 159 фрагментов); отрывки из сочинений древних авторов распределены по двум разделам: «Свидетельства» (Testimonia; T) и «Фрагменты» (Fragmenta; F) с отдельной нумерацией; издателем также был составлен подробный указатель имён и философских терминов, встречающихся во фрагментах Карнеада. Оценивая в целом известный в настоящее время корпус философских идей Карнеада, исследователи отмечают полемическую ориентацию его мышления. В теории познания, в этике, в философской теологии Карнеад подробно исследовал различные философские концепции (преимущественно стоические) и подвергал их последовательной и скрупулёзной критике. Анализируя философские взгляды оппонентов, Карнеад использовал несколько схем рассуждения, направленных на выявление в них внутренних противоречий. Наряду с простым указанием на наличие противоречивых высказываний внутри системы философских положений он прибегал и к более сложным способам: самостоятельно выстраивал аргументацию за и против какой-либо концепции, демонстрируя невозможность обоснованно предпочесть одно решение другому; классифицировал противоречивые мнения по некой проблеме, показывая наличие многочисленных разногласий среди разбиравших её авторов; «достраивал» систему философских тезисов, делая из них выводы, разрушавшие эту систему изнутри, и т.п. Во всех рассуждениях, как критических, так и формально положительных, Карнеад оставался убеждённым скептиком и стремился не к достижению философской истины, но к наиболее полному исследованию различных возможных концепций и к их релятивной оценке, опираясь на которую он осуществлял избрание наиболее «правдоподобных» концепций, при этом целиком отвергая их «общеобязательность» и «истинность». Рассматривая проблематику достоверности познания и возможности приобретения человеком истинного знания, Карнеад продолжал традицию, восходящую к Аркесилаю, и разрабатывал собственное учение о познании как полемический ответ на теорию познания стоиков. Ко времени Карнеада связанный с познавательным актом комплекс философских проблем формулировался академиками в нескольких тезисах, которые активно обсуждались представителями различных школ эллинистической философии:

 



 
PR-CY.ru