КАРНЕАД - Страница 7

Согласно Карнеаду, «постигнутого» в стоическом смысле, т.е. чего-то связанного с неизбежно истинным «постигающим представлением», не существует и существовать не может: «...Всё является непостигнутым». Однако нечто «непостигнутое» может быть субъективно «достоверным» для человека, не становясь при этом объективно истинным, но оставаясь лишь «подобным истине». Таким образом, отказавшись от жёсткой скептической позиции Аркесилая, Карнеад признал, что внутри «непостигнутого» существует доступное для человеческого познания различие между более правдоподобным и менее правдоподобным; выделяя более правдоподобное, разум должен использовать его в качестве руководства к своим действиям. Для указания на это «правдоподобие» Карнеад чаще всего употреблял греческий термин, происходящий от глагола со значением «убеждать», «внушать доверие». В соответствии с рассуждениями Карнеада «убеждать» – это нечто «подобное истине» в особом смысле: не будучи самой истиной, оно имеет для человека то же практическое значение, что и истина, «убеждая» его в чём-то и позволяя ему уверенно действовать на основе этих «убеждений». При переводе терминологии академиков на латинский язык в сочинениях Цицерона греческое слово получило два латинских аналога, соответствующие многогранности его философского смысла: «правдоподобное» («verisimile») и «вероятное» («probabile»). По словам Цицерона, Карнеад допускал «существование чего-то вероятного («probabile») и как бы правдоподобного («veri simile»)», причём считал, что именно это является «правилом» («regula») как для практической жизни, так и для учёных рассуждений. С целью выяснения природы «правдоподобия» Карнеад обращался к детальному анализу представлений. Всякое представление состоит из «объекта» представления, т.е. из некой вещи реального мира, и из «представленного», т.е. из содержания самого представления, из того, что в представлении даётся разуму для последующей обработки. С объективной стороны представление является строго истинным или ложным (в зависимости от соответствия/несоответствия вещи), однако эта объективная сторона для человека непознаваема. С точки зрения «представленного» представление может быть «являющимся как истинное» или «являющимся как неистинное», т.е. как ложное. Все представления, которые «являются как ложные», должны быть сразу же исключены из последующего рассмотрения, т.к. они не могут быть основанием «правдоподобия». Напротив, то представление, которое субъективно «является как истинное», есть «правдоподобное представление». Оно, согласно Карнеаду, обладает некой «убеждающей силой», подвигающей человека к принятию его за истинное; при этом различные представления обладают ею с различной интенсивностью. Объясняя различие в «убеждающей силе» представлений и исследуя его основания, Карнеад выделял несколько критериев, влияющих на степень правдоподобности представлений, подчёркивая, что взаимодействие этих критериев обеспечивает существование своего рода иерархии представлений с точки зрения их правдоподобности, или вероятности. Применяя первый критерий, Карнеад разделял представления на две группы в зависимости от их ясности.

 



 
PR-CY.ru