КАРИНСКИЙ Михаил Иванович - Страница 10

По мнению эмпириков, достоверным можно признать такое знание, которое имеет в качестве источника чувственный опыт и которое допускает только эмпирическую проверку. В исследовании «Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных» М.И. Каринский проанализировал выводы, сделанные английскими философами Дж.С. Миллем и Гербертом Спенсером. Согласно М.И. Каринскому, если априористическая теория отождествляет необходимую мыслимость аксиом с умозрительным знанием, новый эмпиризм делает попытку объяснить её влиянием частного и продолжительного повторения в нашем сознании известных сочетаний представлений. Развиваясь, новый эмпиризм определяет два взгляда: на ассоциацию представлений, которой обуславливается возможность мыслить аксиомы, и на её познавательное значение. «По Миллю, эта ассоциация, во-первых, должна сполна завершиться в жизни каждого индивидуального сознания, и, во-вторых, она лишена познавательного значения; процесс же, устанавливающий высшие посылки знания, есть индукция. По Спенсеру, неразрывная ассоциация, во-первых, представляет собой результат совокупного опыта целых поколений, и, во-вторых, ей приписывается высокая познавательная значимость. В деле установления исходных посылок знания Спенсер отдаёт предпочтение ассоциации, опирающейся на большее количество фактов, чем сколько может объять их индукция». По мнению М.И. Каринского, в эмпирической теории самоочевидных истин есть две ошибки. Во-первых, она отрицает умозрительную очевидность. Во-вторых, «будучи по своей основной тенденции направлением критическим, эмпиризм изменяет этому направлению в своём учении о высших основоположениях знания, делая неудачные попытки невозможного обоснования их на проходящих через сознание соответствующих им фактах опыта». Эрнест Леопольдович Радлов пришёл к заключению, что «критицизм Каринского занимает посредствующее место между рационализмом Канта и эмпиризмом Милля и Спенсера: Каринский не отрицает умозрительного знания». Но в целом М.И. Каринский «ближе всего стоит именно к Канту; и не только потому, что видит в том же вопросе, что и Кант, главную философскую задачу, а и потому, что и в решении её, как можно догадываться, он стоит на том же пути и желает лишь избежать того, что называется догматизмом Канта». По мнению Дмитрия Павловича Миртова, среди достоинств М.И. Каринского – объективность в изложении философских взглядов, всесторонность и глубина анализа, основательность, оригинальность и тонкость критики. По мнению Николая Онуфриевича Лосского, М.И. Каринский не создал собственной теории познания. Его вклад состоит в подтверждении того факта, что ассоцианистический эмпиризм не доказывает существования логически оправданного знания и неизбежно приводит к скептицизму. Э.Л. Радлов отмечал, что «результат критики М.И. Каринского, главным образом, отрицательный, но всякому, кто хотел бы построить положительную теорию знания, придётся считаться с результатами тонкого и основательного анализа, сделанного М.И. Каринским». М.И. Каринский ещё при жизни признавался крупным философом, в первую очередь, благодаря таким работам, как «Классификация выводов» и «Об истинах самоочевидных». Вместе с тем современники и исследователи научного наследия М.И. Каринского особо подчёркивали сложность изложения материала, манеру писать длинными фразами, которые иногда занимают по 15 строк, порой отсутствие «раздельности мыслей», что чрезвычайно усложняет чтение его исследований.



 
PR-CY.ru