КАТЕНЫ - Страница 117

В настоящее время критически изданы и обстоятельно изучены лишь две части корпуса «glossa ordinaria» – глоссы на Песни Песней и часть глосс на Плач Иеремии. При ссылках на остальные части глосс обычно используются антверпенские издания 1619 и 1634 гг. В традиции «glossa ordinaria» были написаны «Postillae in totam Bibliam» доминиканца Гуго Сен-Шерского (ум. в 1263 г.). В намерения Гуго не входило создание чего-то нового. Он просто хотел адаптировать текст общепринятых глосс для нужд доминиканского Ордена, устав которого предписывает каждому члену изучение Священного Писания. В интерпретации Гуго глоссы становились более понятными и лучше организованными. Помимо традиционных толкований он использовал ряд новых источников: сочинение Бернарда Клервоского, Петра Коместора, Петра Кантора, Ансельма Кентерберийского, Стефана Лангтона, Вильгельма Овернского и др. До Гуго современные авторы цитировались в глоссах без указания имён («alii dicunt…», «другие говорят…»). В «Postillae in totam Bibliam» имена как древних, так и новых экзегетов, как правило, называются. Критического издания труда Гуго Сен-Шерского не существует. Другая попытка адаптировать общепринятые глоссы была предпринята францисканцем Николаем де Лирой (ум. в 1349 г.), который составил «Postilla literalis» и «Postilla moralis» на всю Библию. Этот труд представляет собой не просто дополнение к глоссам, а их пересмотр и переработку. Николай де Лира проявлял особый интерес к буквальному смыслу Священного Писания, знал еврейский язык и был знаком с еврейскими комментариями своего времени. В его «Postilla...» практически отсутствуют аллегорические и духовные толкования и преобладают историко-филологические объяснения. В XV в. обращённый раввин Пабло де Санта-Мария (ум. в 1435 г.), впоследствии епископ Картахены и Бургоса, составил глоссы в виде заметок на полях «Postilla...» Николая де Лиры и сделал более 1100 предложений и дополнений к ним. В ответ на эту публикацию францисканец Маттиас Дёринг (ум. в 1469 г.) составил трактат в защиту труда Николая де Лиры («Defensorium postillae Nicolai Lyrani» или «Replica»), в котором разбирает предложения Пабло и отвергает больше половины из них. Как «Postilla...» Николая де Лиры, так и «Additiones» Пабло вместе с возражениями М. Дёринга вошли в качестве дополнения в большинство печатных изданий «glossa ordinaria». В жанре postilla были написаны комментарии Альберта Великого (ум. в 1280 г.) почти на все книги Библии (сохранились его «Postilla...» на книги Иова, пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля (две последних во фрагментах), Даниила, Варуха, Плач Иеремии, на Четвероевангелие и др.), однако они не имеют ничего общего с традицией глосс, т.к. в них практически не используются прямые цитаты известных толкователей. Аналогичную структуру имеют экзегетические сочинения Фомы Аквинского (ум. в 1274 г.). Исключение составляет так называемая «Catena aurea» («Золотая цепь») на четыре Евангелия, составленная между 1263 и 1268 гг. по просьбе папы Урбана IV (1261–1264 гг.).

 



 
PR-CY.ru