КАТЕНЫ - Страница 113

В некоторых рукописях объединяются вместе глоссы на книги Товита, Иудифи, Есфири и Руфь. Последние три также заимствуют толкования из единственного источника – комментариев Рабана Мавра («Expositio in librum Iudith»; «Expositio in librum Esther»; «Commentarius in librum Ruth»). Книга Иова также сопровождается толкованиями только одного автора – Григория Великого («Moralia in Iob»). Причём имя толкователя в рукописях, как правило, не указывалось, т.к. оно и так было всем известно. Глоссы на Книгу Иова превышают по объёму глоссы на другие книги. Это связано с тем, что их единственный источник («Moralia in Iob») распространяется на всю Книгу Иова и отличается систематичностью изложения и широтой охвата материала, приводя как буквальные, так и аллегорические и нравственные толкования. Два главных источника глосс на псалмы – комментарии Августина Блаженного («Ennarationes in Psalmos») и Кассиодора («Expositio Psalmorum»). Маргинальные глоссы по содержанию представляют собой парафраз источников, который лишь в общих чертах воспроизводит мысль авторов, интерлинеарные, напротив, более близки к оригинальной прямой традиции. Очень часто толкования обоих авторов смешиваются в один текст. Сокращение и унификация толкований Августина Блаженного и Кассиодора были связаны с тем, что их комментарии были настолько обширными, что прямое цитирование привело бы к чрезмерному разрастанию объёма компиляции. Другие источники используются составителем спорадически: Иероним Стридонский (Пс. 22, 23), Алкуин (Пс. 54), Ремигий Осерский (Пс. 85), Амвросий Медиоланский (Пс. 117, 118). Глоссы на Книгу Притчей заимствуют толкования, в основном, из сочинения Беды Достопочтенного «In Proverbia», из комментария с тем же названием (его ошибочно приписывают Беде), а также из толкования Рабана Мавра («Expositio in Proverbia Salomonis»), который часто ссылается на Иеронима Стридонского. Главным источником глосс на Книгу Екклесиаста послужил комментарий Иеронима Стридонского («Commentarius in Ecclesiasten»), иногда он дополняется толкованиями Алкуина и Григория Великого. Основной источник глосс на Книгу Песни Песней – зависящий от Григория Великого комментарий Беды Достопочтенного («In Cantica Canticorum») непосредственно или в форме выдержек из толкований Гаймона Осерского и Алкуина. Кое-где в него добавлены глоссы Оригена и Григория Великого (в основном, из флорилегиев). Глоссы на Книгу премудрости Соломона и Книгу премудрости Иисуса, сына Сирахова, зависят исключительно от комментариев Рабана Мавра («Commentarii in librum Sapientiae»; «Commentarii in Ecclesiasticum»). Иероним Стридонский является главным источником глосс на все книги пророков. В состав глосс на Книгу пророка Исаии его толкования вошли в виде сокращённой выборки, выполненной в Каролингскую эпоху и ставшей затем основой комментариев Рабана Мавра и Гаймона Осерского. Встречаются также толкования Оригена, Исидора Севильского и Григория Великого.

 



 
PR-CY.ru