КАТЕНЫ - Страница 115

Основной источник глосс на соборные Послания – комментарий Беды Достопочтенного («In epistolas VII catholicas») с редкими вставками из сочинения Августина Блаженного, Иеронима Стридонского и Кассиодора. В глоссах на Послания апостола Павла преобладают толкования Амброзиастера («Commentarius in epistulas Paulinas») и Августина Блаженного. Отрывки Оригена и Иеронима Стридонского заимствованы из комментария Гаймона Осерского. Глоссы на Послание к Евреям содержат также толкования Иоанна Златоуста, Беренгара Турского и Ланфранка Бекского. В глоссах на Апокалипсис используются толкования Беды Достопочтенного («Expositio Apocalypseos»), Григория Великого и Иеронима Стридонского. В рукописях VIII–IX вв. глоссы, как правило, являются фрагментарными, т.е. сопровождают не весь текст библейских книг, а лишь те места, на которые составитель хотел обратить особое внимание. Полные комментарии Каролингской эпохи с обширными цитатами из св. отцов и учителей церкви, хотя и изъясняли весь текст, однако были труднодоступными и в силу большого объёма неудобными для массового использования в учебном процессе. Новаторство Ансельма Ланского и его учеников состояло в том, что они смогли резюмировать материал авторитетных толкователей так, чтобы максимально приспособить его для нужд преподавателей и студентов. Во время лекции преподаватель читал отрывок из Священного Писания, затем приводил для каждого стиха авторитетное толкование, добавляя кое-что от себя. Для этих целей было намного удобней иметь под рукой сборник извлечений из обширных комментариев, нежели полный текст последних. Простейшая и самая первая форма «glossa ordinaria» (на псалмы и Послания апостола Павла) имела вид трёх прямых колонок. В центральной колонке помещался библейский текст с краткими интерлинеарными глоссами, по обеим сторонам от него располагался текст маргинальных глосс. Колонка на внешних полях листа была несколько шире, что давало возможность вносить дополнительные примечания, заметки или новые, так называаемые индивидуальные глоссы. Особенностью этой формы является отсутствие системы нумерации глав и стихов, что часто затрудняло работу с текстом и приводило к путанице. Номера глав и примитивная система примечаний, встречающиеся в ранних рукописях, являются, как полагают исследователи, плодом усилий индивидуальных читателей. Недостатки были учтены составителями глосс на другие книги, что привело к образованию второй, более сложной модели форматирования текста, также состоящей из трёх колонок, но с гораздо более свободным расположением. Ширина столбца, содержащего маргинальные глоссы, не фиксирована, а ориентируется на размер толкований. Если последние кратки, то и колонка, в которую они помещаются, будет небольшой, и наоборот, колонка с обширными толкованиями может занимать больше половины ширины листа, а сам библейский текст с межстрочными глоссами переписывается в довольно узкую колонку или же располагается зигзагом, переходя из одной колонки в другую.

 



 
PR-CY.ru